«Искусствоведы-краеведы»

Стартовый уровень – первый год обучения, объем 144 часа.

Охватывает круг первоначальных знаний и навыков обучению искусства и краеведения родного края. Предполагает максимальный результат знаний по искусствоведению и краеведению, предусматривая два этапа по одному году каждый.

Знакомство с искусством, его видами, особенностями искусства, с историей Чечни, театрально – музыкальной жизнью Чечни. Культурой, традициями и обычаями чеченского народа. С устным народным творчеством вайнахов (фольклор). Первоначальные туристские навыки.

Обучающиеся успешно завершившие 1-й год обучения и желающие в дальнейшем заниматься искусствоведением и краеведением, переходят на второй год обучения. Обучающиеся, получившие на 1-ом году обучения достаточные для себя знания и навыки, считаются завершившими обучение по программе стартового уровня.

Базовый уровень – второй год обучения, объем 216 часов. Обучение направлено на расширение знаний по искусствоведению и краеведению. Знание архитектуре памятников родного края. На знания изучения родного края в произведениях мастеров дореволюционного периода чеченских художников и скульпторов. Знакомству современных мастеров изобразительного искусства нашего края, народного промысла родного края. Умение и навыки по подготовке и созданию экспозиции школьного музея или кабинета изобразительного искусства. Умения и навыки по туристскому мастерству. Овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам. В практической деятельности посильность занятий координируется с личностными возможностями обучающихся

Педагоги

1. Канаева Медина Абдул-Хамидовна Б/к 

2. Мирзоева Лаура Ширваниевна 

3 Юнусова Таиса Арбиевна

Содержание программы

Вводная беседа об искусстве и краеведение.

Задачи и содержание работы объединения «Искусствоведы – краеведы».

Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Искусство, его виды, особенности искусства.
Определение понятия «Искусство».

Что такое «Искусство».
Виды искусства. Характеристика видов искусств.
Викторина по видам искусств.
История театра Чечни
Сюжетно – ролевая игра «Театр».
Просмотр спектакля чеченских артистов Рудольф Мешаев, Асхаб Джабраилов, Вахид Исмаилов и Марет Межиева.
Раздел 2. Устное народное творчество вайнахов (фольклор)
Первый собиратель чеченского фольклора Абдул – Муслим Магомаев.
Сказания, легенды и мифы вайнахов.
Чеченский фольклор (загадки и пословицы).

Игра – викторина «По страницам вайнахского фольклора»
Чеченский фольклор (сказки)

Чеченские и Ингушские сказки.

Викторина «Отгадай сказку».
Чеченский фольклор (песни) народные песни.
Раздел 3. Культура, традиции и обычаи чеченского народа.
Уважение к старшим.

Почитание старших и женщин.
Традиции создании семьи в вайнахском обществе
«Понятие «семья» и история её возникновения».
Роль мужчине и женщине в семье и обществе, в свете вайнахских традиций.
Этикет свадебного обряда чеченского народа
Гостеприимство в чеченском обществе, мужской этикет и отношение к женщине, как неотъемлемые компоненты культуры чеченского народа.
Отношение к женщине в Чеченском обществе
Презентация «Гостеприимство».
Интеллектуальная игра о гостеприимстве
Раздел 4. Театральная музыкальная жизнь Чечни.
Чеченский драматический театр имени Ханпаши Нурадилова.

Человек из легенды Ханпаш Нурадилов.
Актер театра и кино М. Дудаев.

Биография и творческая деятельность артиста
Он воплотил в себе эпоху, народный певец Валид Дагаев.

Биография и творческая деятельность артиста
Представитель национальной художественной культуры Чеченской республики, чародей танца

М. Эсамбаев.

Биография и творческая деятельность артиста
Музыкальная династия Димаевых.

Димаевы продолжают дело своего легендарного отца.
Божий дар актёра А. Дениев.

Биография и творческая деятельность Альви Дениева.
В мире танца: Ансамбль «Вайнах» «Ловзар», «Даймохк».
Театрализованное представление сценки «Воспитатели» на новый лад.
Презентация «Театральные традиции Чечни»
Раздел 5. История Чечни.
История Чечни с древнейших времён
Образования Вайнахов
О жизни Шейха – Мансура.
Оружие вайнахов.
Имам Шамиль история (биография) детство и юность Шамиля.

Семья. Сыновья и жены Шамиля. Последние годы Шамиля.
Шамиль в Дагестане.
Образ Шамиля в литературе
История битвы на реке Валерик.
Чечня в годы В.О.В.

Как воевали чеченцы в Великую Отечественную?
Толстой и Чечня.

Чеченские музеи Льва Толстого
Пушкин на Кавказе.

История пребывания А.С. Пушкина на Северном Кавказе
Реферат А.С. Пушкин на Кавказе.
Одежда вайнахов.

Верхняя и нательная одежда. Головные уборы. Обувь. Украшения.
Реферат «Традиционная одежда вайнахов».
Викторина «Традиционно-нравственная культура чеченцев»
Раздел 6. Вайнахское народное изобразительное искусство.
Вайнахская живопись.

Чеченский художник Пётр Захаров. Жизнь и творчество художника. Детство и юные годы.
Разнообразие видов народного искусства:

художественная обработка дерева.

Художник и резчик по дереву И. Дутаев.

Магомед Эсинбаев мастер резьбы по дереву.
Чеченские живописцы. Жизнь и творчество. Дадан Идрисов, Нурлан Усманов, Султан Абаев, Хасан Седиев, Ибрагим Самбиев.
Собирание образцов народного художественного творчества
Зарисовки: предметы домашнего быта; одежды, орнаменты узор.
Раздел 7. Туристские навыки.
Гигиена туриста.

Походная аптечка туриста

Лекарственные растения.
Костры. Типы костров правила их разведения.
Компас. Работа с компасом. Его основные части.
Типы палаток и их назначение.

Установка и снятие палатки.

Укладка рюкзака.
Оказание доврачебной помощи.

транспортировка пострадавшего
Техника безопасности при проведении походов, путешествий, занятий.

Занятие – игра «Я, турист!»
Раздел 8. Экскурсии и походы
Диагностика. Итоговое занятие

Цели программы

   Воспитание творческой, социально активной личности, обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия республики.

 

Результат программы

- Что такое «Искусство». Знать виды искусства и их особенности.

- Отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- Знать культуру, традиции и обычаи чеченского народа.

- Основные термины гостеприимства в чеченском обществе,

- Основные сведение о жизни и творчестве артистов театра и кино Чечни;

- Знать театрально – музыкальную жизнь Чечни:

- Знать основные признаки народной песни, виды песен.

- Знать историю Чечни;

- Знать вайнахское народное изобразительное искусство.

- Разнообразие видов народного искусства:

- Живопись вайнахов;

- Знать устное народное творчество вайнахов;

- Технику безопасности на занятиях объединения;

- Знать туристские навыки.

 Будут уметь:

- Различать виды искусств;

- Соблюдать правила культуры, традиции и обычаи чеченского народа;

- Уметь приводить примеры народных песен.

- Определять тему и идею художественного искусства;

- Соблюдать правила техники безопасности и поведения в походе, на экскурсиях.

- Выполнять правила личной гигиены, оказывать первую медицинскую помощь в походе.

- Разбираться в живописи вайнахов;

- Различать виды народного искусства.

Материально-техническая база

технические средства обучения:

-кабинет или классная комната;

– столы, стулья;

- искусствоведческие и краеведческие источники;

– фотоаппарат;

– компьютер;

– альбомы,

– стенды;

– школьный музей;

-Этнографо – краеведческий музей ДДЮТиЭ;.

-музеи села и района;

-тексты изучаемых произведений;

-методические разработки мероприятий;

-тестовые задания, сценарии викторин, игр и к разделам программы;
- раздаточный материал;

Дидактический материал:

• Фотоматериалы

• Компьютерные презентации

• Сценарии викторин, интеллектуальных игр;

• Маршрутные документы (маршрутные листы)

• Карты местности

• Методические разработки экскурсий