«РАДИОТЕХНИКА»

  • Описание
  • Группы
  • Отзывы
  • Место на карте

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радиотехника» имеет техническую направленность.

Предлагаемая программа предполагает дать учащимся начальные теоретические знания в области радиотехники и электроники, первоначальные навыки в монтаже и отладке несложных электронных схем, навыки по ремонту бытовой радиотехнической аппаратуры, а также выявить и развить их творческие способности в области радиотехнического конструирования.

Занятия в объединении радиотехнического конструирования являются одним из самых сложных видов технического творчества учащихся. Они требуют от учащихся не только глубоких знаний в области физики и математики при занятиях схемотехникой, экспериментальной проверки и отработки на макетах различных электронных схем, но также творческих способностей как конструктора – дизайнера при создании законченных конструкций различных электронных приборов.

Педагоги

Шовхалов Умар Абуевич

Учебный план

1. Вводное занятие.

Задачи и примерная программа объединения; литература, рекомендуемая для чтения. Общие вопросы организации работы детей в творческом объединении.

2. Техника безопасности.

Правила поведения в лаборатории. Знакомство с материально-технической базой лаборатории. Правила безопасности труда при работе с инструментами и приборами, питающимися от сети переменного тока. Оказание первой помощи при электротравме.

3. Элементы электро- и радиотехники.

Понятие о строении вещества, электрическом токе и его действии. Гальванический элемент – простейший источник постоянного тока. Проводники, полупроводники и непроводники (изоляторы); их свойства и применение. Основные электрические величины (напряжение, сила тока и сопротивление) и приборы для их измерения: вольтметр, амперметр, омметр. 10-й Закон Ома и его практическое применение для участка цепи: расчет силы тока в электрической цепи, падение напряжения на участке цепи, сопротивление участка цепи. 

4. Основы радиопередачи и радиоприема.

Простейший радиоприемник. Структурная схема радиовещательного тракта: микрофон, усилитель звуковой частоты, задающий генератор передатчика, усилитель мощности, излучающая антенна, приемное устройство. Понятие о генерировании незатухающих колебаний радиочастоты, об амплитудной модуляции, излучении и распространении радиоволн. Зависимость длины радиоволны от несущей частоты передатчика.

5. Полупроводниковые диоды и транзисторы.

Полупроводниковые материалы и их свойства. Электропроводность р-п типов. Понятие о р-п переходе. Схематическое устройство и принцип действия точечного и сплавного диодов. Прямые и обратные направления и токи диодов. Вольт-амперная характеристика диода, ее прямая и обратная ветви. Маркировка, основные параметры и применение полупроводниковых диодов в радиоаппаратуре.

Практическая работа.

Знакомство с различными конструкциями диодов; измерение обратного сопротивления диода омметром и расчет его прямого сопротивления; изготовление различных пробников.

6. Пайка и приемы монтажа.

Электрический паяльник: устройство, напряжение источника питания, потребляемая мощность, подготовка рабочей части, степень нагрева. Припои и флюсы, применяемые при монтаже радиоаппаратуры. Формовка (изгибание) и монтаж радиодеталей на пустотелых заклепках, на пробочных стойках. Понятие о печатном монтаже и его применении. Правила безопасности труда при работе электропаяльником, слесарным и монтажным инструментом.

Макетная панель (возможная конструкция).

 

7. Пробники и измерительные приборы.

Пробники, содержащие транзисторы или головные телефоны с гальваническими элементами для проверки электрических контактов, обмоток контурных катушек и трансформаторов, диодов, транзисторов. Конденсаторы, мультивибраторы как источники электрических сигналов для проверки работоспособности приемников, усилителей ЗЧ; пользование ими. Простейший омметр: схема источника питания, подбор стрелочного индикатора, дополнительных резисторов, возможная конструкция, градуировка шкал. Омметр и пользование им.

 

8. Приемники прямого усиления.

Структурная схема и условная формула приемника прямого усиления. Входной колебательный контур и связь его с усилителем радиочастоты. Магнитная антенна, ее направленные свойства. Усилитель радиочастоты. Понятие о чувствительности, селективности и полосе пропускания радиочастотного тракта приемника прямого усиления. Нагрузка детекторного каскада. Усилитель 3Ч приемника прямого усиления для воспроизведения звука на головные телефоны и на динамическую головку прямого излучения. Каскады предварительного усиления напряжения сигнала звуковой частоты, однотактный и двухтактный усилители мощности. 

9. Радиотехническое конструирование.

Выбор схем, планируемых для конструирования в лаборатории. Разбор по принципиальной схеме работы радиотехнического устройства и назначения его элементов. Возможные упрощения, изменения и дополнения. Выбор способа монтажа. Компоновка и монтаж деталей на плате. Внешний вид и конструкция футляра (корпуса) будущего прибора или устройства; удобство пользования им.

10.Заключительное занятие.

Подведение итогов работы детей за учебный год. Демонстрация законченных конструкций. Поощрение наиболее активных ребят. План индивидуальной работы на летние каникулы.

Цели программы

Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами радиотехники.

Результат программы

1-й год обучения. Обучающийся будет

знать:

- технику безопасности при работе

- основные элементы электронной радиотехники,

- основы радиопередачи и радиоприема;

- пайки и приемы монтажа;

- стрелочные электроизмерительные приборы;

- знаково-символические обозначения схем,

уметь:

- составлять принципиальные схемы в виде эскизов и чертежей,

- пользоваться паяльником и осуществлять приемы монтажа;

- пользоваться электроизмерительными приборами: амперметрами, вольтметрами, омметрами;

- составлять на картоне простые принципиальные схемы.

 

2-й год обучения. Обучающийся будет

знать:

- технику безопасности при работе;

- основные элементы электронной радиотехники,

- основы радиопередачи и радиоприема;

- пайки и приемы монтажа;

- устройство и принцип действия стрелочного измерительного прибора

- знаково-символическое обозначения схем,

- устройства воспроизведения звукозаписи,

уметь:

- грамотно изготовить схемы печатным монтажом на фольгированном текстолите или гетинаксе.

- изготовить печатную плату методом переноса и травления в хлорном железе или вырезания участков меди.

- работать со стрелочными электроизмерительными приборами.

- пользоваться паяльником и осуществлять приемы монтажа;

 

3-й год обучения

У обучающихся 3-го года обучения должны быть:

- уровень знаний, допускающий грамотное консультирование младших товарищей;

- умение самостоятельно разрабатывать несложные, но новые и интересные экспериментальные радиотехнические модели моделей с применением собственных разработок и консультациями руководителя по данной конструкции схем.

 

Особые условия проведения

В лаборатории радиотехнического конструирования учащимся приходится иметь дело с приборами, устройствами и инструментами, многие из которых питаются от сети переменного тока; заниматься составлением и чтением схем, чертежей деталей, монтажными и сборочными работами. Характер выполняемых работ определяет требования к помещению.

Лаборатория должна быть сухой, светлой и хорошо проветриваемой. Рабочие места следует оборудовать вытяжной вентиляцией. Кроме основного освещения, на рабочих местах необходимо установить настольные лампы. На слесарных столах должны быть установлены тиски, точило, сверлильный станок. Возле оборудования на стене – вывешена табличка с правилами безопасности при работе слесарным инструментом. Для рабочих мест необходимо приспособить ученические столы 2800×1300 мм. Каждый из таких столов рассчитан на одновременную работу восьми человек. Чтобы не портить крышки столов во время монтажных и сборочных работ, их следует накрывать досками из оргалита. Над столами должны быть закреплены полки для установки измерительных приборов. Число розеток на столах соответствует количеству рабочих мест. К розеткам необходимо подвести напряжение 36 вольт для включения паяльников. Кроме того, здесь же должны находиться розетки на 220 вольт для подключения измерительныхприборов. Розетки подключаются к общему рубильнику, а столы тщательно заземляются.

Материально-техническая база

Потребность лаборатории в материалах и радиодеталях определяется количеством групп и планами практической деятельности на учебный год.

Для первых практических работ в группах 1-го года обучения необходимы:

- обрезки картона;

- клей Бф-2 или «Момент», клей ПВА;

- обмоточный провод диаметром 0,12 – 0,3 мм с любым изоляционным покрытием;

- припой, техническая канифоль;

- многожильный провод, одножильный провод;

- изоляторы, изолента;

- диоды;

- головные телефоны;

- конденсаторы;

- резисторы разных типов и комплектов;

- маломощные низкочастотные транзисторы;

- динамические головки прямого излучения;

- трансформаторы и другие детали.

Хорошим подспорьем для организации работы в лаборатории служат так называемые радиоконструкторы – наборы материалов и деталей, предназначенные для самостоятельной сборки подростками разных по степени сложности транзисторных радиоприемников, усилителей звуковой частоты, измерительных приборов, электронных автоматов. Некоторые наборы деталей и материалов продаются в специализированных магазинах и на рынках.