«Шахматы»

1. Правила игры

Теория. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация. Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.

Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур. Дидактические задания и игры.

2. Как научиться играть в шахматы

Теория: Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучить эндшпиль. Как изучать миттельшпиль. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.

Практика: Запись партий и позиций. Примеры нападения и защиты. Решение шахматных задач на мат в один ход. Игровая практика.

3.Особенности фигур

Теория: Ладья. Слон. Конь. Ферзь. Король. Пешка.

Практика: Игровая практика

4.Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте

Теория: Особенности шахматной борьбы. Шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. Оценка позиции. Вечный шах. Как правильно предлагать ничью. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. Как заканчивается шахматная партия. Шахматные разряды и звания. Задачи и этюды. Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. Три стадии шахматной партии и их стратегические цели.

Практика: применение типовых позиций и правил. Игровая практика.
5.Как разыгрывать дебют

Теория: Основные цели дебюта. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. Дебют четырёх коней. Защита двух коней. Шотландская партия. Испанская партия. Французская защита. Защита Каро-Канн. Сицилианская защита. Ферзевый гамбит. Защита Нимцовича. Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте.

Практика: завоевание центра пешками или фигурами, мобилизация легких фигур. Игровая практика.

6.Различные виды преимущества

Теория: Материальное преимущество. Позиционное преимущество. Преимущество в развитии. Преимущество в пространстве. Владение открытыми линиями. Слабые и сильные поля. Ослабление позиции короля.

Практика: развитие комбинационного зрения, решение многоходовых комбинаций. Игровая практика.

7.Пешечные окончания

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией. Активный король – как лишняя фигура. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная. Этюд Рети. Пешечный прорыв. Цугцванг.

Практика: Игровая практика

8.Фигура против пешки

Теория: Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Слон против пешки. Конь против пешки.

Практика: Игровая практика.

9.Решение шахматных задач. Мат в один ход.
Теория: Спёртый мат. Диагональный мат. Горизонтальный (вертикальный) мат. Эполетный мат. Пешечные окончания. Двойной удар с шахом. Коневая вилка.

Практика: Игровая практика.

10.Турниры. Подведение итогов обучения

Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры внутри учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ собственных партий. Подведение итогов обучения.Практика: Игровая практика. Решение партий. Разбор партий. Шахматный турнир. Викторина.

 

 

Педагоги

Сагариев Хусейн Исаевич.

Содержание программы

 

Учебно-тематический план
1 год обучения
(ознакомительный и подготовительный этапы обучения)

1.1.
Техника безопасности. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры.
1.2.
Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция.
1.3.
Шахматная нотация. Запись партии.
1.4.
Пат. Ничья.
1.5.
Рокировка.
1.6.
Превращение пешки. Взятие на проходе.

2.Как научиться играть в шахматы.
2.1.
Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль.
2.2.
Как изучать миттельшпиль
2.3.
Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.
2.4.
Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.

3.Особенности фигур.
3.1.
Ладья. Слон. Конь.
3.2.
Ферзь. Король. Пешка.

4. Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте.
4.1.
Особенности шахматной борьбы.
4.2.
«Силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант.
4.3.
Оценка позиции.
4.4.
Вечный шах.
4.5.
Как правильно предлагать ничью.
4.6.
Шахматные часы. Контроль. Цейтнот.
4.7.
Как заканчивается шахматная партия.
4.8.
Шахматные разряды и звания.
4.9.
Задачи и этюды.
4.10.
Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью.
4.11.
Три стадии шахматной партии и их стратегические цели.

5.Как разыгрывать дебют.
5.1.
Основные цели дебюта.
5.2.
Развитие фигур и борьба за центр в дебютах.
5.3.
Дебют четырёх коней.
5.4.
Защита двух коней.
5.5.
Шотландская партия.
5.6.
Испанская партия.
5.7.
Французская защита.
5.8.
Защита Каро-Канн.
5.9.
Сицилианская защита.
5.10.
Ферзевый гамбит.

5.11.
Защита Нимцовича.
5.12.
Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте.

6. Различные виды преимущества.
6.1.
Материальное преимущество. Позиционное преимущество.
6.2.
Преимущество в развитии.
6.3.
Преимущество в пространстве.
6.4.
Владение открытыми линиями.
6.5.
Слабые и сильные поля.
6.6.
Ослабление позиции короля.

7. Пешечные окончания.
7.1.
Правило квадрата
7.2.
Король и пешка против короля. Оппозиция.
7.3.
Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией.
7.4.
Активный король – как лишняя фигура.
7.5.
Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная.
7.6.
Этюд Рети. Пешечный прорыв.
7.7.
Цугцванг.

8. Фигура против пешки.
8.1.
Ферзь против пешки
8.2.
Ладья против пешки
8.3.
Слон против пешки
8.4.
Конь против пешки.

9.Решение шахматных задач. Мат в один ход.
9.1.
Спёртый мат
9.2.
Диагональный мат
9.3.
Горизонтальный (вертикальный) мат
9.4.
Эполетный мат
9.5.
Пешечные окончания
9.6.
Двойной удар с шахом. Коневая вилка

10.Турниры. Подведение итогов обучения.
10.1.
Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку)
10.2.
Подведение итогов обучения

Учебно-тематический план
2 год обучения
(формирующий этап)


1.Позиционная ничья.
1.1.
Техника безопасности. Позиционная ничья.

2.Ладейные окончания.
2.1.
Ладья в тылу противника по открытым вертикал
2.2.
Мат или вечный шах по последней горизонтали
2.3.
Мат, вечный шах или большие материальные приобретения
2.4.
Ладья и пешка против ладьи
2.5.
Ладейные окончания с проходными пешками
2.6.
Активность ладьи и короля в ладейном эндшпиле
2.7.
Пешечные слабости
2.8.
Дополнительные ничейные ресурсы
2.9.
Четырехладейные окончания

3.Коневые окончания.

4.Слоновыеокончания.
4.1.
Слоны одноцветные
4.2.
Слоны разноцветные

5.Слон против коня.

6.Ограничение активности слона противника.

7.Преимущество двух слонов противника.

8.Ферзевые окончания.

9.Борьба фигур без пешек.
9.1.
Ферзь против ладьи
9.2.
Ладья против слона
9.3.
Ладья против коня
9.4.
Ладья и слон против ладьи
9.5.
Ладья и конь против ладьи

10.Лишнее качество при пешках.
10.1.
Ладья против слона
10.2.
Ладья против коня при пешках

11.Двадцать правил игры в эндшпиле.
11.1.
Пешечные окончания (упражнения)
11.2.
Ладейные окончания (упражнения)
11.3.
Коневые окончания (упражнения)
11.4.
Слоновые окончания (упражнения)
11.5.
Ферзевые окончания (упражнения)
11.6.
Смешанные окончания (упражнения)

12.Тактические удары и комбинации.
12.1.
Двойной удар
12.2.
Открытое нападение
12.3.
Связка
12.4.
Завлечение
12.5.
Отвлечение
12.6.
Уничтожение защиты
12.7.
Освобождение пространства (поля или линии)
12.8.
Перекрытие
12.9.
Блокировка поля (или нескольких полей)
12.10.
Сквозное действие фигур («рентген»)
12.11.
Перегрузка фигур
12.12.
Промежуточный ход
12.13.
Разрушение пешечного перекрытия
12.14.
Захват пункта
12.15.
«Капкан» (ловля фигуры)
12.16
Далеко продвинутая пешка

13.Атака на короля.
13.1.
Как надо и как не надо атаковать короля
13.2.
Атака на слабый пункт f7 (f2)
13.3.
Атака на нерокировавшего короля
13.4.
Не рокируйте под атаку
13.5.
Атака при односторонних рокировках
13.6.
Расположение пешек после рокировки
13.7.
Превосходство в центре – важнейший фактор успеха атаки

14.Решение шахматных задач. Мат в 2 хода.
14.1.
Взятие. Перекрытие
14.2.
Блокировка. Связывание
14.3.
Сохранение оппозиции
14.4.
Резервы для блокады пешки
14.5.
Двойной удар ферзём с шахом
14.6.
Двойной удар ферзем как слоном с шахом
14.7.
Двойной удар ферзем с шахом как ладьёй
14.8.
Типичные ошибки

15. Турниры. Подведение итогов обучения
15.1.
Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку)
15.2.
Подведение итогов обучения

Учебно-тематический план
3 год обучения
(развивающий этап)

 

  
1.Атака на короля.
1.1.
Техника безопасности. Фигурная атака.
1.2.
Разрушение пешечного прикрытия с помощью жертвы
1.3.
Атака по слабым полям
1.4.
Использование пешечного перевеса на королевском фланге
1.5.
Фигурно-пешечная атака по вертикалям «f», «g», «h»
1.6.
Использование диагоналей для атаки
1.7.
Атака при разноцветных слонах
1.8.
О роли ферзя в атаке и защите
1.9.
Атака при разносторонних рокировках
1.10.
Контратака
1.11.
На фланговую атаку – контрудар в центре
1.12.
Контратака, основанная на отрыве фигур противника от своего короля
1.13.
Уничтожение опасных атакующих фигур путем размены или жертвы
1.14.
Атака на короля (упражнения)
 
2. Основы стратегии.
2.1.
Что такое стратегия и стратегический план
2.2.
Мобилизация сил – главный стратегический принцип
2.3.
Мобилизация сил в дебюте и миттельшпиле
2.4.
Правило сражающихся фигур
2.5.
Центр
2.6.
Борьба за центр – важнейший принцип шахматной стратегии
2.7.
Подвижной пешечный центр
2.8.
Закрытый центр
2.9.
Фиксированный центр
2.10.
Фигурно-пешечный центр
 2.11.
Открытый центр
2.12.
Воздействие на пешечный центр противника
2.13.
Расположение пешек – основа позиции
2.14.
Дефекты в пешечной цепи
2.15.
Изолированная пешка
2.16.
Сдвоенные пешки
2.17.
Отсталые пешки
2.18.
«Висячие» пешки
2.19.
Как избавиться от пешечных слабостей
2.20.
«Карлсбадская» структура
2.21.
Сильная проходная в центре
2.22.
Пешечный перевес на ферзевом фланге
2.23.
Взаимодействие сил
2.24.
О важности гармоничного действия фигур
2.25.
Пять типов взаимодействия фигур
2.26.
Пять факторов, определяющих ценность фигур
2.27.
О гармоничном и негармоничном расположении пешек по отношению к своим фигурам
2.28.
Борьба за линии и поля
2.29.
Открытые линии как элемент стратегии
2.30.
Слабые поля. Комплексы слабых полей (слабые линии, слабые поля одного цвета)
2.31.
Стратегически важные пункты
2.32.
Пешка-гвоздь на шестой (третьей) горизонтали
2.33.
Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных фигур
2.34.
Выключение фигуры из игры. Ограничение подвижности фигуры
2.35.
Размен или жертва для уничтожения активной фигуры соперника и активизация собственных фигур
2.36.
Плохой слон. Можно ли его сделать хорошим?
2.37.
Блокада
2.38.
Связка как метод ограничения подвижности фигур
2.39.
Цугванг как метод борьбы
 
3.Решение шахматных задач. Мат в два хода.
3.1.
Мат в два хода. Борьба за поле матования.
3.2.
Завоевание поля
3.3.
Уничтожение защиты поля матования
3.4.
Отвлечение защиты
3.5.
Освобождение поля (линии)
3.6.
Мат в два хода. Как добраться до короля?
3.7.
Блокировка короля
3.8.
Завлечение короля (привлечение)
3.9.
Отвлечение пешечного прикрытия короля
3.10.
Разрушение (уничтожение прикрытия короля)
3.11.
Связывание. Королевское связывание (полное)
3.12.
Взятие мнимо защищенной фигуры
3.13.
Отвлечение короля шахом
3.14.
Нападение на связанную фигуру
3.15.
Построение конструкции связывания
3.16.
Связывание. Фигурное связывание (неполное)
3.17.
Взятие мнимо защищенной фигуры
3.18.
Нападение на связанную фигуру
3.19.
Построение конструкции связывания (нет связывающей фигуры)
3.20.
Построение конструкции связывания (при двух боевых силах с двух сторон)
 
4. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе с шахматной литературой 
4.1.
Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией под названием «Карлсбадская» структура и возможными планами игры 
4.2.
Организация и контроль за самостоятельным изучением литературы, подбираемой индивидуально для каждого ребенка, в соответствии с наклонностями и успехами в обучении 
 
5. Турниры. Подведение итогов обучения 
5.1.
Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку) 
5.2.
Подведение итогов обучения 

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с историей шахмат;

- обучить правилам игры;

- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

- способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;

- сформировать навыки запоминания;

- вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

- привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;

- прививать навыки самодисциплины;

- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Здоровьесберегающие:

- обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного процесса для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления;

- способствовать созданию необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

 

Предметные компетенции обучающихся:

Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

- участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;

- в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

 

Компетентностный подход выражен:

- в проведении педагогом инструктажей;

- в применении индивидуальных форм работы;

- в корректировке игры;

- в рекомендациях по выполнению комбинаций.

 

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

- педагогическое наблюдение;

- учет результативности участия обучаемых в районных, областных и межрегиональных соревнованиях.

 

Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

- осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

- изучении специализированной литературы;

- просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

 

Компетентностный подход выражен:

- в организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

- в проведении бесед;

- в применении индивидуальных и групповых форм работы.

 

Результат программы

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.

Планируемые результаты после 1-го года обучения:

Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, сеансах одновременной игры, конкурсах).
Превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и активного творчества обучающихся.
Корректировка и совершенствование психических свойств: наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти.
Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма).
Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка.
Объективно независимый показатель планируемых результатов – повышение общего среднего уровня развития шахматистов на более высокую планку по сравнению с другими учащимися школ по всем школьным дисциплинам, особенно математического цикла.


Планируемые результаты после 2-го года обучения:

Более глубокое изучение основ шахматной игры, повышение мастерства до уровня спортсменов 4,3 разрядов.
Развитие комбинационного зрения.
Формирование необходимых элементов умственной культуры, психических свойств и устойчивого характера подростков.
Раскрытие творческих способностей, освоение позитивных форм самоутверждения обучающихся.
Формирование навыков самодисциплины, самовоспитания.
Объективно независимые показатели достигнутых результатов – более глубокое изучение школьных предметов, повышение дисциплинированности и самоконтроля в процессе учебы в школе. Объем полученных по программе знаний достаточен для успешного участия в квалификационных турнирах и дальнейшего повышения мастерства путем самообразования.
Планируемые результаты после 3-го года обучения:

Глубокое изучение теории шахматной игры и повышение игрового мастерства до уровня спортсменов 2 го спортивного разряда.
Приобщение обучающихся к самостоятельной работе над шахматной литературой.
Привлечение учащихся к шахматным соревнованиям.
Формы подведения итогов реализации программы

Отслеживание (проверка) перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии, для чего используются домашние задания. По мере накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы одновременной игры как особая форма оценки результатов освоения материала.
Формами промежуточного и итогового контроля являются конкурсы среди учащихся на решение задач или нахождение комбинаций, шахматные турниры, квалификационные и командные соревнования.

 

Особые условия проведения

Сагариев Хусейн Исаевич осуществляет проведение кружка, для этого используется кабинет в школе с хорошим освещением, школьные парты стулья, шахматы.

Материально-техническая база

  На занятиях используются:

- шахматные часы – 2 штуки;

- таблицы к различным турнирам;

- раздаточные материалы для тренинга;

- вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

- словарь шахматных терминов;

- комплекты шахматных фигур с досками – 8 штук.