Юный турист

Настоящая образовательная общеразвивающая программа «Юный турист» составлена на основании программы кружков юных туристов, вошедших в сборник типовых программ для внешкольных учреждений. В отличие от существующих программ настоящая программа:

разделена на 2 уровня – стартовый, базовый;

учебно-тематический план 2-го года обучения увеличина до 216 часов.

Педагоги

Газиев Кери Мухадиевич

Содержание программы

Сентябрь

Основы туристской подготовки.

Туристские путешествия. История развития туризма.

Туристское снаряжение.

Укладка рюкзака, подгонка снаряжения.

Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Уход за снаряжения.

Хозяйственный набор. Ремонтный набор. Аптечка.

Организация туристского быта. Привала и ночлеги. Основные требования к месту привала и бивака.

Установок палаток.

Типы костров. Правила разведения костра.

Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила переноса и хранения колюще-режущих предметов.

Туризм и краеведение. Краеведение как неотъемлемая часть туризма.

 

Октябрь

Меры безопасности при общении с огнём, кипятком. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка, ремонт).

Организация ночлегов в помещении. Нормы поведения туристов в населённых пунктах.

Игры в пути и на привале. Разучивание и исполнение туристских песен.

Питание в походе. Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.

Нормы расходов продуктов. Меню. Хранение продуктов.

Питьевой режим на маршруте. Приготовление пищи на костре.

Климат, реки, озёра родного края (своей местности).

 

Ноябрь

Подготовка и организация путешествия. Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Распределение обязанностей в группе.

Определение цели и района похода.

Составление плана подготовки похода.

Работа с краеведческой литературой.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Растительный мир Чечни.

Животный мир.

Экскурсия.

 

Декабрь

Топография и ориентирование. Условные знаки топографических карт.

Спортивная карта. Условные знаки в спортивной карте.

Практические занятия: определение масштаба карты.

Упражнения на запоминание условных знаков.

Памятники истории и культуры своего населённого пункта.

Великие путешественники. Колумб.

Работа с собранным материалом, его определение, оформление.

Значение физической подготовки для туриста.

Физическая и морально- волевая подготовка. Закаливание.

Обучение элементами утренней зарядки. Игры на свежем воздухе или в спортивном зале.

 

Январь

Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале.

Сведения о прошлом своего населённого пункта.

Ориентирование. Компас. Азимут. Движение по азимуту.

Приближённое определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки.

Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков.

Проведение в группе соревнования по спортивному ориентированию.

История Чечни: 1944г. депортация чеченского народа.

Подготовка мини докладов по истории, культуре родного края.

 

Февраль

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.

Использование простейших узлов и техника их вязания.

Правила поведения в незнакомом пункте.

Практическое занятие: организация переправы по бревну с самостраховкой.

 

Правила санитарии и гигиены.

Великие путешественники. Миклухо Маклай.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Медицинская аптечка. Личная аптечка туриста. Профилактика заболеваний и травматизма.

Комплектование медицинской аптечки.

 

Март

Обеспечение безопасности в походе.

Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий.

Правила санитарии и гигиены.

Помощь при различных травмах, тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся.

Практическое оказание первой помощи.

Правила переноски пострадавшего.

Противоминная безопасность.

Туристские возможности родного края. Наиболее интересные места походов и экскурсий.

Великие путешественники. А. Веспуччи.

Изучение отдельных компонентов природного комплекса: рельеф, почва, растения, животные. Природные комплексы: леса, луга, поля, водоёмы.

 

Апрель

Дикорастущие лекарственные растения, правила их сбора и применение. Ядовитые растения и грибы.

Практические занятия: изучение растительности леса, луга, водоёма по фотографиям, по рисункам.

Беседы о наркомании.

Родной край. Особо охраняемые природные территории.

Наблюдения в природе. Значение наблюдательности и умения вести наблюдения. Метеонаблюдения в лесу или на школьном дворе, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказание погоды по растениям и поведению животных.

Туризм и охрана природы. Закон об охране природы. Участие туристов в охране и преобразовании природы.

 

 

 

Май

Великие путешественники. Магеллан.

Туризм и краеведение. Краеведение как неотъемлемая часть туризма.

Организация самодеятельного путешествия.

Комплектование группы и подготовка к путешествию, разработка маршрута и графика путешествия.

Снаряжение. Личное снаряжение, групповое снаряжение. Подготовка снаряжения к походу, уход за ним и ремонт.

Питание. Организация питания, пополнение продуктовых запасов на маршруте, приготовление пищи в походных условиях.

 

Порядок движения /виды туризма/.

 

 

 

Цели программы

Цель занятий в объединении туристской направленности состоит в разви­тии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оз­доровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих основных задач:

• оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;

• формирование координационных функций;

• развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процес­се освоения местного краеведческого материала;

• вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность сред­ствами туризма.

Результат программы

Юный турист должен знать, уметь:

1. Оздоровительную роль туризма;

2. Правила поведения юных туристов;

3. Основы безопасности в природной среде;

4. Личное снаряжение и уход за ним;

5. Ориентирование по сторонам горизонта;

6. Ориентирование на местности;

7. Оказание первой медицинской помощи;

Сбор и установка палатки

Материально-техническая база

Доска, парта.