«Шахматист»

Сегодня, в эпоху компьютеров и информационных технологий, важное значение приобретает умение быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, анализировать ее и делать логические выводы. В формировании логического и системного мышления шахматы способны сыграть существенную роль. Включение шахмат в систему образования способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, выработке умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени. Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации, возникающей в течение шахматной партии, позволяет отнести шахматы не только к учебному, но и воспитательному фактору. Поэтому настоящая программа помимо узко – специальных задач учитывает именно эти возможности обучения игре в шахматы.

Педагоги

Абкаев Ильяс Висаргович,

Абдулазимов Сулейман Сайд-Магомедович.

Содержание программы

Введение
Волшебный мир шахмат. Ценность фигур.
Цель шахматной партии.
Двойной удар. Связка.
Методы атаки на короля.
«Атака на короля. Жертва на f7(f2)»
Элементы стратегии

Цели программы

Цель программы: освоение детьми начального этапа шахматной игры, развитие интеллектуальных и волевых способностей ребенка в процессе обучения шахматной игре.

Результат программы

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

Будут знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, угловые поля, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, ничья, пат, вечный шах, двойной удар, связка полная и неполная, давление на связку;

- название шахматных фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры, их обозначения при записи партии;

будут уметь:

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- уметь вести запись партии по правилам краткой шахматной нотации;

- уметь разыграть шахматную партию от начала и до конца без нарушений шахматного кодекса;

- рокировать, объявлять шах, ставить мать;

- решать элементарные задачи на мат в один и несколько ходов;

- проводить элементарные комбинации на двойной удар, на выигрыш связанной фигуры, на спертый мат и т.п. в один и несколько ходов.

Личностные результаты освоения программы:

Результаты развития:

-научить анализировать свои и чужие ошибки;

- освоить навыки принятия решений как тактического, так и стратегического характера;

- развить логическое и образное мышление, память, внимание

Результаты воспитания:

- научить уважать соперника;

- развитие усидчивости и самостоятельности;

- привить навыки сплоченности в команде.

 

 

 

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

Для проведения занятий необходим следующий инвентарь и учебная литература:

- демонстрационная магнитная шахматная доска с фигурами;

- демонстрационная шахматная доска – 1шт.

- комплекты шахматных фигур с досками – из расчета один комплект на каждого учащегося или один комплект на двух учащихся.

- учебник «Карвин в Шахматном лесу», два тома – из расчета один комплект на каждого учащегося.

- «шахматная тетрадь» – из расчета один комплект на одного обучающегося.

- методическое пособие для учителя – 1шт.

- для проведения соревнований необходимо 10 шахматных часов.

- желательно наличие компьютера и проектора.