«Швейное дело»

    Программа кружковой деятельности школьников “Швейное дело” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

    Внеклассные занятия по данной программе тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые изделия, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.

    Данная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 8-9 класс на один год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: вышивке, конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

    Для кружковой работы были выбраны учащиеся средних классов и это не случайно с 14-15 лет, и от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Задумывая реализацию данной программы, хотелось бы со школьного возраста заложить в детях предпринимательскую жилку, привить желание трудиться с удовольствием, принося доход себе и пользу обществу.

    Обоснование часов в учебной программе:

    На изучение данного кружка отводится 35 часов. На первую четверть приходится 9ч, а вторую четверть приходится 7 часов, в третьей 11 ч., а в четвертой 8 ч.

    Курс обучения в 6 классе включает: основные приемы вышивания, ручные стежки и строчки, материаловедение, уход за различными видами тканей, конструирование и моделирование, снятие мерок, последовательность построения основы чертежа, технологию изготовления и демонстрацию швейных изделий, уход за различными видами тканей, швейной машиной и пользование вспомогательными приспособлениями.

    Педагоги

    Малаева Аминат Баймутдиновна

    Содержание программы

    Методы обучения

    · Лекции

    · Беседы

    · Практические занятия

    · Демонстрация образцов и изделий.

    Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность кружковцев на практических занятиях:

    1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.

    2. Показ. Этап инструктажа.

    3. Проба. Этап, на котором два-три кружковца выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

    4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем кружковцам, которые плохо справляются с заданием.

    5. Контроль. На этом этапе работы кружковцев принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

    Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У детей формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

    Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.

    Цели программы

    Цель программы:

    Формирование навыков искусства вышивки и шитья.

    Задачи:

    1. Познакомить с технологиями современной вышивки и швейных технологий.

    2. Развивать познавательно-трудовую активность.

    3. Формировать умения и навыки, позволяющие учащимся самостоятельно изготавливать швейные и вышитые изделия.

    4. Формировать аккуратность и бережное отношение к вещам.

     

     

     

    В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

    · тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

    · единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

    · система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственно, трудового и эстетического воспитания;

     

    Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:

    1. Индивидуально -групповые

    2. Коллективные.

    Результат программы

    Технологии современной вышивки и швейных технологии:

    -Ручные стежки и строчки;

    -Материаловедение. Уход за различными видами тканей;

    -Основные приемы вышивания;

    -Конструирование и моделирование;

    - Последовательность построения основы чертежа;

    - Особенности моделирования;

    - Технология изготовления швейных изделий;

    -Работать с тканью;

    -Выполнять ручные стежки, строчки (крест: с горизонтальными, вертикальными и простыми стежками на изнанке; свободные швы и другие видов вышивок);

    -Изготавливать прихватки (демонстрация и проверка качества);

    - Снимать мерки. Рассчитывать конструкции;

    -Чистить, смазывать и регулировать бытовую швейную машину;

    - Читать технологическую карту;

    - Изготавливать изделие (снятие мерок, расчет конструкции, раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия, сметывание и первая примерка, исправление дефектов, технологическая обработка, оформление края отделка);

    - Пользоваться вспомогательными приспособлениями;

    -Выполнять заплаты(подкладная, накладная) и аппликации.