МБОУ «СОШ с.Айти-Мохк»

Кружок «Знатоки химии»

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей в обучении решению расчетных задач по химии. Решение задач занимает важное место в изучении основ химической науки. В этом процессе происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

В курсе программы кружка «Знатоки химии» используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса повышенной сложности, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.

Курс образовательной программы кружка выполняет следующие функции:

· Развитие знаний содержания базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

· Удовлетворение школьниками познавательных потребностей и получение дополнительной подготовки, выходящей за рамки школьной программы.

Цели программы:

· воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие мира;

· развитие творческого потенциала учащихся;

· развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;

· закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;

· обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.

Задачи образовательной программы:

· научить школьников приемам решения задач различных типов;

· закрепить теоретические знания по химии чрез творческое применение их в нестандартной ситуации;

· способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики, при решении расчетных задач по химии.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – обучающиеся 8-9 классов (13-16 лет).

В кружок принимаются все желающие.

Сроки реализации программы – 1 год (68 часов).

Режим занятий: 2 часа в неделю, всего 34 недели/68 часов.

Формы организации деятельности детей на занятии:

Групповые (беседа эвристическая, защита проектов, лабораторное занятие, лекция, олимпиада, открытое занятие, практическое занятие, презентация, семинар)

Индивидуальные (наблюдение, отработка навыков решения задач).

Ожидаемые результаты.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

· способы решения различных типов задач;

· основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

· стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

· решать расчетные задачи различных типов;

· работать самостоятельно и в группе;

· самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

· владеть химической терминологией.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: итоговое переводное тестирование, результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах, результативное участие в итоговой аттестации выпускников.

Педагоги

Шаипов Джандар Зиявдинович

Содержание программы

Содержание

дополнительной образовательной программы

кружка «Химический решебник»

Введение.

1.Знакомство с требованиями международной системы СИ. Использование принятых условных названий, обозначений, единиц измерений и их грамотное применение при оформлении и решении химических задач.

2.Практическая направленность расчётных химических задач (медицина, сельское хозяйство, металлургия, пищевая промышленность и т.д.). Важность и необходимость умения правильно производить химические расчёты.

Раздел 1. Задачи, решаемые с использованием формул.

1.Расчёты, связанные с понятием «масса вещества», «количество вещества».

а) Вычисление молярной массы вещества.

б) Вычисление количества вещества по известной массе вещества.

в) Вычисление количества вещества по известному числу его частиц.

2. Расчёты, связанные с понятием «молярный объём газов» и «относительная плотность газов».

а) Нахождение объёма газа по заданному количеству вещества.

б) Вычисление относительной плотности газов.

3.Расчёты, связанные с понятием «массовая доля» и «объёмная доля».

а) Вычисление массовой доли элемента по химической формуле вещества.

б) Нахождение массовой доли:

– растворённого вещества

– примесей в сплавах, технических продуктах или природных материалах.

в) Нахождение объёмной доли газа в смеси газов.

г) Нахождение массы растворённого вещества, если известны массовая доля растворённого вещества и масса раствора.

д) Нахождение массы воды, необходимой для приготовления раствора, если известны массовая доля растворённого вещества и масса раствора.

е) Нахождение массы раствора.

ё) Приготовление растворов в медицине и быту (с использованием понятий: титр раствора, молярность, моляльность, нормальность).

4.Расчёты, связанные с выводом простейших и молекулярных формул веществ.

а) Нахождение химические формулы вещества по массовым долям элементов.

б) Нахождение химической формулы вещества по его плотности и массовым долям элементов.

в) Нахождение молекулярной формулы вещества по его плотности и массе продуктов сгорания.

5.Зачёт по теме.

6.Конкурс «Задача дня».

Самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений.

Раздел 2. Задачи, решаемые по химическим уравнениям.

1. Вычисление массы продукта реакции по заданному количеству исходного вещества.

2.Вычисление объёмных отношений газов по уравнениям химических реакций.

3.Расчёт по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ, взято в избытке.

4.Определение массовой доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.

5.Вычисление массы продукта по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.

6.Зачёт по теме.

7.Конкурс «Придумай и реши задачу».

Самостоятельное конструирование задач на изучаемую тему курса и их представление.

Раздел 3. Задачи, связанные с тепловыми эффектами реакций.

а) Расчёт количества теплоты по термохимическим уравнениям реакций.

б) Составление термохимических уравнений реакций.

Раздел 4. Решение олимпиадных задач.

Решение задач повышенной сложности, проведение школьной олимпиады среди участников курса, подведение результатов.

По каждой из предложенных тем курса даются алгоритмы, подробно рассматриваются способы решения задач, предлагаются аналогичные задачи для самостоятельного решения. Задачи рассматриваются по возрастанию их сложности, что даёт возможность осваивать материал постепенно, закрепляя полученные ранее знания. Большинство химических задач, являются комбинированными, т.е. сочетают различные типы вычислений. Для решения таких задач необходимо использовать разные способы. Поэтому знание способов решения простейших задач, является обязательным условием для того, чтобы справиться с предложенной задачей.

Цели программы

Цели программы:

· воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие мира;

· развитие творческого потенциала учащихся;

· развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;

· закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;

· обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.

Результат программы

Ожидаемые результаты.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

· способы решения различных типов задач;

· основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

· стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

· решать расчетные задачи различных типов;

· работать самостоятельно и в группе;

· самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

· владеть химической терминологией.

Особые условия проведения

Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

Материально-техническая база

Кабинет Химии