Кружок «Школьный хор».

    Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

    Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику

    исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

    Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию национальной и мировой музыкальной классики.

     

    Новизна программы

    Новизна программы дополнительного образования хорового кружка заключается в следующем: программа реализуется через интеграцию со специалистами учреждения и направлена на личностно – ориентированный подход к каждому школьнику в соответствии с ФГОС.

    Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся в данном кружке, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.

    Актуальность программы

    Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть вокально­хоровыми умениями и навыками, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние была создана данная образовательная программа дополнительного образования школьников. Программа работы кружка составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.

     

     

    Педагоги

    Ахаева Нина Николаевна

    Содержание программы

    Данная программа предусматривает личностно-ориентированный подход к воспитанникам через интеграцию разных видов деятельности, в основе которых заложены следующие основные принципы:

    - поддержка разнообразия детства;

    - сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценности детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

    - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников школы-интерната и детей;

    Отличительная особенность программы в том, что она универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей. Обучающиеся, успешно освоившие образовательные программы 1-го и 2-го годов обучения, по результатам мониторинга деятельности творческого объединения сохраняются на последующие годы обучения по желанию обучающихся.

    Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.

    На основании Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы школьных образовательных организаций была определена возрастная категория детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы. На обучение в коллектив принимаются дети от 7 до 15 лет. При этом ребенок должен обладать необходимыми вокальными и музыкальными данными, иметь здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, а также должен проявлять интерес к избранному виду деятельности. Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением.

    Группы комплектуются по возрастному принципу: младший хор – 1-10 лет, старший хор −11-15 лет. Занятия проводятся в каждой группе по 4,5 часа в неделю. Численный состав группы от 10 человек позволяет создать оптимальный вариант для занятий: вызывает доверительную атмосферу, даёт возможность концентрировать внимание учащихся, позволяет им более полно реализовать себя, поделиться своими открытиями, упрощает смену деятельности детей.

    Срок реализации рабочей программы – 1 год.

    Основные формы обучения:

    • система специальных вокальных упражнений, вокально-хоровая работа с учащимися;

     

    • работа в группе по возрасту и в смешанном хоре;

    • организация практической деятельности;

    • творческое выступление, как результат этапа деятельности;

    Виды используемых занятий:

    • занятие-беседа – проводится в начале или конце изучения курса или раздела;

    • комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей образцов, пение учебно­тренировочного материала):

    • практические занятия – групповые формы работы над песенным репертуаром. Программа рассчитана сроком на 1 год.

    Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки дополнительной образовательной программы соответствует Постановлению от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении САНПИН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

    Музыкальный репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной группы:

    1. Младшая группа – 8-10 новых песен и произведений разного характера и жанра, затрагивающих достаточно широкий круг жизненных явлений;

    2. Старшая группа – 10-12 песен.

     Репертуар группы определяется в зависимости от состава участников, возможности введения их в основной состав группы через тот или иной промежуток времени.

    Цели программы

    Создание условий для творческого развития обучающихся посредством вовлечения их в певческую деятельность в хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений) и формирование музыкально-эстетических навыков и основ сценического поведения детей, приобщить детей к вокально-хоровому творчеству, научить пению и развивать певческие способности.

    Программа предполагает решение воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

     

    Результат программы

    Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах и в районных конкурсах и фестивалях песни.

    В процессе обучения в хоровом кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

    Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

    Критерием оценки является умение практически использовать полученные умения и навыки – выступления с концертной программой в концертах различного уровня, конкурсах, фестивалях и т.п.

     

    Особые условия проведения

    нет ограничений;

    программа бесплатная;

    Материально-техническая база

    Музыкальный класс;

    Синтезатор;

    Аккустическая система, микрофоны;