«ШАХМАТЫ»

Программа относится к физкультурно-спортивной направленности.Занятия шахматами положительно способствуют развитию таких важных качеств ребенка как память, логическое мышление, внимание и воображение, помогают выработке важнейших практических навыков – умению предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.

Педагоги

Баширов Хамзат Сайдиевич

Эскиева Марем Адамовна

Содержание программы

Учебный план

1.Вводное занятие.
2.Волшебный мир шахмат
3.Шахматная доска
4.Шахматная нотация
5.Шахматные фигуры
6.Начальное положение
7.Пешка
8.Ладья
9.Слон
10.Ферзь
11.Конь
12.Ценность фигур
13.Король, шах и мат.
14.Мат-цель игры в шахматы
15.Ничья, пат, вечный шах
16.Тактические приемы
17.Ловушки
18.Атака на короля
19.Простейшие окончания
20.Шахматные задачи
21.Игра в турнирах
Итоговое занятие

Цели программы

Цель данной программы – формирование и развитие творческих способностей детей в процессе изучение основ игры в шахматы.

Результат программы

В результате обучения по данной программе, к концу учебного года дети

должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, угловые поля, партнеры, начальное положение, белые фигуры, черные фигуры, ход, взятие, шах, мат, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировки, ничья, пат, вечный шах, двойной удар, двойной шах, вскрытый шах, защита от шаха, связка полная и неполная, вскрытое нападение;

- название шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка;

- ходы и взятия фигур, их обозначение при записи партии;

- шахматную нотацию, историю возникновения шахмат, общие принципы игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, основные тактические приемы шахматной борьбы.

 

 

К концу учебного года дети должны уметь:

- правильно располагать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять начальную позицию перед игрой;

- уметь вести запись шахматной партии полной и краткой шахматной нотацией;

- правильно рокировать, объявлять шах, ставить мат, защищаться от шахов, видеть все возможные взятия;

- ставить простейший мат (ферзь и король против короля, линейный мат, ладья и король против короля);

- правильно разыгрывать простейшие окончания (король и пешка против короля; король, ладья и пешка против короля и ладьи);

- уметь разыграть шахматную партию от начала и до конца без нарушений «Правил игры в шахматы».

 

Личностные результаты освоения программы:

 умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;

 трудолюбие;

 самостоятельность;

 уверенность в своих силах.

Особые условия проведения

Возраст обучающихся по данной программе с 6 до 18 лет. Группы формируются с учетом интересов и потребностей детей. Принцип набора в объединения свободный, добровольный на основании заявления родителей (законных представителей). Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний. Учебные занятия проводятся как со всем составом, так и по группам и подгруппам.

 

Зачисление в группы осуществляется по желанию ребенка и заявлению его родителей (законных представителей).

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет, соответствующий санитарным нормам (Сан ПиН

2.4.4.3172-14).

В кабинете должны быть:

- Столы для игры в шахматы (размером 75×60 см) – 16 шт.

- Стол для педагога – 1 шт.

- Стулья – 30 шт.

- Шкаф для хранения литературы и документации – 1 шт.

- Комплекты шахмат – 16 шт.

- Шахматные часы – 16 шт.

- Демонстрационная доска с фигурами – 2 комплекта.

- Часы настенные – 1 шт.

- Классная доска – 1 шт.