МБОУ «СОШ с.Айти-Мохк»

    Содержание программы:

    Теоретические сведения

    Техника чтения. Требования, предъявляемые к искусству чтения, к дыханию, дикции, орфоэпии.
    Логика чтения. Логические паузы. Исполнение Их длительность и характер. Логическое ударение и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмических пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы). Партитура текста.
    Эмоционально-образная выразительность. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологически, начальные, финальные
    Практическая работа:

    1. Приемы работы над дыханием и дикцией.

    2. Создание партитуры текста.

    3. Исполнение басен. Басни «Волк на псарне», «Волк и ягненок».

    4. Исполнение былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

    5. Исполнение стихотворных произведений. А. Пушкин «Осень», «Элегия».

    6. М.Лермонтов «Смерть Поэта».

    7. Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

    8. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

    9. С. Есенин «Письмо матери», «Песнь о собаке.

    10. Исполнение прозаических произведений. И. Тургенев Из «Стихотворений в прозе».

    11. М.Горький «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (отрывки).

    12. А.Солженицын «Крохотки».

    13. Исполнение драматических произведений. А. Вампилов «Свидание».

    14. Подготовка сценических композиций и постановок-отчетные работы (свободное количество часов)

    Педагоги

    Гулукова Мариям Саидхусаиновна учитель русского языка и литературы, высшей категории

    Содержание программы

    Содержание программы:

    Теоретические сведения

    Техника чтения. Требования, предъявляемые к искусству чтения, к дыханию, дикции, орфоэпии.
    Логика чтения. Логические паузы. Исполнение Их длительность и характер. Логическое ударение и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмических пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы). Партитура текста.
    Эмоционально-образная выразительность. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологически, начальные, финальные
    Практическая работа:

    1. Приемы работы над дыханием и дикцией.

    2. Создание партитуры текста.

    3. Исполнение басен. Басни «Волк на псарне», «Волк и ягненок».

    4. Исполнение былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

    5. Исполнение стихотворных произведений. А. Пушкин «Осень», «Элегия».

    6. М.Лермонтов «Смерть Поэта».

    7. Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

    8. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

    9. С. Есенин «Письмо матери», «Песнь о собаке.

    10. Исполнение прозаических произведений. И. Тургенев Из «Стихотворений в прозе».

    11. М.Горький «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (отрывки).

    12. А.Солженицын «Крохотки».

    13. Исполнение драматических произведений. А. Вампилов «Свидание».

    14. Подготовка сценических композиций и постановок-отчетные работы (свободное количество часов)

    Цели программы

    Цель работы

    Цель работы – развитие у учащихся навыка выразительного чтения художественных произведений.

     

    Задачи:

    -обучающие:

    формирование познавательного интереса к искусству выразительного чтения; включение учащихся в познавательную деятельность, связанную с необходимостью глубокого, эмоционального освоения художественных произведений, авторского замысла; выработка знаний о компонентах и качествах выразительной речи, умения пользоваться голосом, дыханием, соблюдать логику чтения, адекватно содержанию и замыслу создавать эмоциональные образы; развитие мотиваций к овладению навыком выразительного чтения; овладение текстами разных родов и видов литературы, сведениями о некоторых писателях, поэтах, драматургах, их судьбе, творчестве

    -воспитательные:

    воспитание духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, способной найти возможности самовыражения и самореализации в обществе; воспитание уважительного отношения к творчеству, литературному наследию и ценностям отечественной культуры, истории родины; формирование гуманистического мировоззрения

    - развивающие:

    - развитие представления о специфике выразительного чтения, культуры читательского восприятия художественных произведений, развитие орфоэпически правильного произношения, умения анализировать текст, понимать идеи автора, доносить их до слушателей, используя возможности выразительной речи; развитие образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, развитие личностных свойств: активности, искренности, чувства сопереживания, самостоятельности, ответственности, уверенности; развитие потребности в самопознании и саморазвитии.

    Результат программы

    Прогнозируемые результаты:

    К концу обучения учащиеся должны знать компоненты и качества выразительной речи, уметь пользоваться голосом, дыханием, анализировать и читать тексты разных родов и видов литературы, соблюдать логику чтения, создавать партитуру текста, адекватно содержанию и замыслу создавать эмоциональные образы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и т.д.), целенаправленно усилием воли воздействовать на слушателей, владеть навыками самоконтроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферу своих интересов и возможностей.

    Особые условия проведения

    Практические навыки:

    1.По технике речи-дышать незаметно, не учащенно, умело использовать паузы для добора воздуха, читать четко, внятно, соблюдать нормы орфоэпии.

    2. По логике чтения – овладеть «рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее, овладеть умением «читать знаки препинания», выполнять задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.

    3. По эмоционально-образной выразительности – развивать умение видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их, воссоздавать чувства в чтении.

     

    В результате занятий у детей могут быть развиты следующие качества: активность, искренность, чувство сопереживания, самостоятельность, ответственность, уверенность, потребность в самопознании и саморазвитии.

    Материально-техническая база

    кабинет русского языка