МБОУ «СОШ с.Айти-Мохк»

Содержание программы:

Теоретические сведения

Техника чтения. Требования, предъявляемые к искусству чтения, к дыханию, дикции, орфоэпии.
Логика чтения. Логические паузы. Исполнение Их длительность и характер. Логическое ударение и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмических пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы). Партитура текста.
Эмоционально-образная выразительность. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологически, начальные, финальные
Практическая работа:

1. Приемы работы над дыханием и дикцией.

2. Создание партитуры текста.

3. Исполнение басен. Басни «Волк на псарне», «Волк и ягненок».

4. Исполнение былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

5. Исполнение стихотворных произведений. А. Пушкин «Осень», «Элегия».

6. М.Лермонтов «Смерть Поэта».

7. Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

8. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

9. С. Есенин «Письмо матери», «Песнь о собаке.

10. Исполнение прозаических произведений. И. Тургенев Из «Стихотворений в прозе».

11. М.Горький «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (отрывки).

12. А.Солженицын «Крохотки».

13. Исполнение драматических произведений. А. Вампилов «Свидание».

14. Подготовка сценических композиций и постановок-отчетные работы (свободное количество часов)

Педагоги

Гулукова Мариям Саидхусаиновна учитель русского языка и литературы, высшей категории

Содержание программы

Содержание программы:

Теоретические сведения

Техника чтения. Требования, предъявляемые к искусству чтения, к дыханию, дикции, орфоэпии.
Логика чтения. Логические паузы. Исполнение Их длительность и характер. Логическое ударение и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмических пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы). Партитура текста.
Эмоционально-образная выразительность. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологически, начальные, финальные
Практическая работа:

1. Приемы работы над дыханием и дикцией.

2. Создание партитуры текста.

3. Исполнение басен. Басни «Волк на псарне», «Волк и ягненок».

4. Исполнение былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

5. Исполнение стихотворных произведений. А. Пушкин «Осень», «Элегия».

6. М.Лермонтов «Смерть Поэта».

7. Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

8. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

9. С. Есенин «Письмо матери», «Песнь о собаке.

10. Исполнение прозаических произведений. И. Тургенев Из «Стихотворений в прозе».

11. М.Горький «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (отрывки).

12. А.Солженицын «Крохотки».

13. Исполнение драматических произведений. А. Вампилов «Свидание».

14. Подготовка сценических композиций и постановок-отчетные работы (свободное количество часов)

Цели программы

Цель работы

Цель работы – развитие у учащихся навыка выразительного чтения художественных произведений.

 

Задачи:

-обучающие:

формирование познавательного интереса к искусству выразительного чтения; включение учащихся в познавательную деятельность, связанную с необходимостью глубокого, эмоционального освоения художественных произведений, авторского замысла; выработка знаний о компонентах и качествах выразительной речи, умения пользоваться голосом, дыханием, соблюдать логику чтения, адекватно содержанию и замыслу создавать эмоциональные образы; развитие мотиваций к овладению навыком выразительного чтения; овладение текстами разных родов и видов литературы, сведениями о некоторых писателях, поэтах, драматургах, их судьбе, творчестве

-воспитательные:

воспитание духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, способной найти возможности самовыражения и самореализации в обществе; воспитание уважительного отношения к творчеству, литературному наследию и ценностям отечественной культуры, истории родины; формирование гуманистического мировоззрения

- развивающие:

- развитие представления о специфике выразительного чтения, культуры читательского восприятия художественных произведений, развитие орфоэпически правильного произношения, умения анализировать текст, понимать идеи автора, доносить их до слушателей, используя возможности выразительной речи; развитие образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, развитие личностных свойств: активности, искренности, чувства сопереживания, самостоятельности, ответственности, уверенности; развитие потребности в самопознании и саморазвитии.

Результат программы

Прогнозируемые результаты:

К концу обучения учащиеся должны знать компоненты и качества выразительной речи, уметь пользоваться голосом, дыханием, анализировать и читать тексты разных родов и видов литературы, соблюдать логику чтения, создавать партитуру текста, адекватно содержанию и замыслу создавать эмоциональные образы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и т.д.), целенаправленно усилием воли воздействовать на слушателей, владеть навыками самоконтроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферу своих интересов и возможностей.

Особые условия проведения

Практические навыки:

1.По технике речи-дышать незаметно, не учащенно, умело использовать паузы для добора воздуха, читать четко, внятно, соблюдать нормы орфоэпии.

2. По логике чтения – овладеть «рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее, овладеть умением «читать знаки препинания», выполнять задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.

3. По эмоционально-образной выразительности – развивать умение видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их, воссоздавать чувства в чтении.

 

В результате занятий у детей могут быть развиты следующие качества: активность, искренность, чувство сопереживания, самостоятельность, ответственность, уверенность, потребность в самопознании и саморазвитии.

Материально-техническая база

кабинет русского языка