Шахматы

Программа имеет физкультурно – спортивную направленность, осуществляет начальную подготовку по игре в шахматы.

 

Новизна программы заключается в том, что «Шахматы» – это один из современных инновационных предметов, успешно решающих некоторые проблемы социализации личности. Шахматы требуют колоссальной человеческой мысли, глубокий и большой расчѐт вариантов. Много родственного в шахматах с математикой, комбинаторикой, с моделями современного программирования. Особенно с математикой. Формы мышления математика и шахматиста довольно близки, и не случайно математические способности нередко сочетаются с шахматными.

Педагоги

Кантаев Адам Магомедович

Содержание программы

Шахматная доска.
Шахматные фигуры.

Начальная расстановка
фигур.
Ходы и взятие фигур.

Цель шахматной партии.



Игра всеми фигурами из
начального положения.

Повторение программного
материала.
Краткая история шахмат.



Шахматная нотация

Ценность шахматных фигур.

Техника матования
одинокого короля.


Достижение мата без жертвы
материала.


Шахматная комбинация.

Повторение пройденого 
материала.

Цели программы

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

 

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

 

Общие задачи направлены на:

 

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

 

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

 

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

 

– выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции,

к участию в соревнованиях;

Результат программы

К концу обучения по данной программе обучающиеся должны

 

знать:

 

· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

 

· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;

· шахматные правила FIDE;

· обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

· ценность шахматных фигур;

 

· принципы игры в дебюте;

· основные тактические приемы;

 

· термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

 

· некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

· правила игры в миттельшпиле;

· основные элементы позиции;

· правила разыгрывания дебюта;

· расположение шахматных фигур и их взаимодействие.

· проводить элементарно анализ позиции;

 

· составлять простейший план игры;

 

· находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

· точно разыгрывать простейшие окончания;

· пользоваться шахматными часами.

 

уметь:

 

· ориентироваться на шахматной доске;

 

· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

 

· правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

· различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

· рокировать;

 

· объявлять шах, мат;

· решать элементарные задачи на мат в один ход;

· правильно вести себя за доской;

· записывать шахматную партию;

 

· матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

· грамотно располагать шахматные фигуры в дебют;

· точно разыгрывать простейшие окончания;

· проводить элементарно анализ позиции;

· составлять простейший план игры;

 

· находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

 

· точно разыгрывать простейшие окончания.