Туристы-краеведы СОШ № 23

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма таким обра­зом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-вос­питательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действитель­ностью – окружающей природной и социальной средой. При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в со­ответствии с полом и возрастом, а также индивидуальным уровнем функци­онального и биологического развития занимающихся.

Уровень программы – базовый направлен на получение базовых знаний: для ознакомления с видами и способами применения снаряжения, умениями по установке палаток, быстрых и безопасных способах разведения костра, предусматривается выявление творческих личностных способностей и возможностей обучающихся. Определение начального общего уровня физического и функционального развития.

Актуальность. Одним из направлений Концепции духовно-нравственного воспитания является формирование ценностной сферы развития личности обучающегося, в том числе через принятие и включение его в особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села (города, поселка), а также через направления сохранения и укрепления здоровья детей. В наше время как никогда актуальна проблема двигательной активности школьников. Хорошо, если оздоровление ребёнка тесно интегрируется с какими-либо другими направлениями, желательно, чтобы взаимосвязаны были несколько видов деятельности: игровой, познавательный, досугово-развлекательной, туристско-краеведческий и др. Очень важно, чтобы вид деятельности был доступен каждому и особенных талантов и специальных громоздких затрат не требовал.

Отличительные особенности. Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Туристы краеведы» составлена на основании программ вошедших в сборник типовых программ для системы дополнительного образования детей (Москва – 2004г., ЦДЮТиК, Константинов Ю.С.) Отличие заключаются в том, что данная программа ориентирована на местный материал.

Новизна программы проявляется в том, что формируют у учащихся простейшие туристские навыки (установка палатки, вязка узлов, ориентирование на местности и по картам с помощью компаса и по местным признакам, разные способы переправ через преграды, типы костров и т. д.). Занятия туризмом и краеведением помогают в становлении личности, так как развивают волевые качества, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность и инициативу, решительность и смелость, выдержку и самообладание. Данные занятия помогают в формировании общей культуры личности, учат правильному поведению в природе и обществе, способствуют профессиональному самоопределению учащихся.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия в объединении «Туристы краеведы» способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов.

Категория учащихся. Возраст обучающихся детей по программе составляет 11 – 14 лет. Для детей этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать: мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила, последовательность действий при выполнении заданий и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным.

Наполняемость групп: 1-й год обучения –15 человек. 2-ой год – 12учащихся.

Сроки реализации программы

Программа занятий рассчитана на 2 года обучения. 360 часов

Объем программы (1 год 144 – 2-ой год −216)часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Программа обучения составлена из расчета: 1 – год обучения 144 учебных часов (по 2 часа 2 раза в неделю); 2 год обучения 216 учебных часов (по 2 часа 3 раза в неделю).

Педагоги

Ильясов Усман Ибрагимович

Расписание

Группа – 1 понедельник, вторник 13.00-14.30

Группа – 2 пятница, суббота 13.00-14.30

Цели программы

Цель и задачи программы.

формирование у учащихся простейших туристских навыков, развитие и формирование здорового образа жизни, воспитание патриотизма и любови к окружающей природе родного края.

Результат программы

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

· принятие принципов здорового образа жизни;

· стремление к позитивному общению друг с другом;

· экологическая грамотность: бережное и грамотное отношение к природе, памятникам истории и культуры;

· такие качества как – дисциплинированность и активность, взаимопомощь, взаимовыручка;

· любовь к малой Родине.

Метапредметные:

Учащиеся будут уметь:

· выполнять правила личной гигиены;

· работать в команде;

· организовывать свою деятельность.

Предметные:

Учащиеся будут уметь:

· ориентироваться по компасу, часам, местным предметам;

· пользоваться топографической картой, определять азимут, пользоваться

топографическими знаками, применяемыми на местности, преодолевать естественные

препятствия на пути;

· одеваться, обуваться и снаряжаться для походов в зависимости от сезона и

способа передвижения, укладывать рюкзак;

· разжигать костер, приготовление пищи на костре, оказание первой доврачебной

помощи;

· составлять меню для однодневного похода;

· составлять маршрут похода, его протяженность с учетом предполагаемых

естественных препятствий;

· вести краеведческие наблюдения при исследовании родного края;

Учащиеся будут иметь:

· представление об основах туризма;

Учащиеся будут владеть:

правилами техники безопасности, организации быта в походах

Особые условия проведения

Возраст обучающихся детей по программе составляет 11 – 14 лет. Для детей этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать: мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила, последовательность действий при выполнении заданий и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным.

Материально-техническая база

1. Учебно-наглядные пособия:

* Технологические карты.

* Схемы.

* Рисунки.

* Топографические карты.

* Условные знаки топографических карт.

* Учебные плакаты «Туристские узлы».

* Маршрутные листы.

* Карты спортивные.

2. Материально – технические средства:

* Палатки туристские.

* Топор в чехле.

* Секундомер.

* Компас.

* Аптечка медицинская.

* Веревка основная.

* Система страховочная.

* Карабины туристские.

* Карандаши цветные, чертежные.

* Слайды.

* ТСО.