«Шахматный клуб»

Игра в шахматы – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей игры в шахматы способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.

1.1. Отличительные особенности программы является большой акцент на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля». Программа занятий кружка «Шахматы» предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы, приближает начинающего шахматиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

1.5. Категория учащихся. Объединение «Шахматный клуб» комплектуется из учащихся 9-16 летнего возраста. Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению родителей (законных представителей).

1.6. Сроки реализации программы «Шахматный клуб» рассчитано на 1 год обучения. Объем программы 144 часа, численный состав обучающихся в группе 12-15 детей.

1.7 Формы проведения занятий: теоретические учебные занятия, практические учебные занятия, контрольные учебные занятия, тестирование с выполнением контрольных заданий. При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации.

Режим занятий: Продолжительность занятия 45 мин. с перерывом

10 мин. Занятия проводятся 2 раза неделю по 2 часа.

Педагоги

Макалова Хава Руслановна

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. ТБ. История шахмат. Название фигур.

теория: История возникновения шахмат. Правила пользования шахматами. Названия фигур.

Тема № 2. Шахматная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур.

теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

практика: Упражнения на запись партий, отдельных положений. Разбор позиций на усвоение правил игры.

Тема № 3. Правила шахматной игры. Начало партий: «Городская партия», "Обратная городская партия«.

теория: Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

практика: Основы шахматной теории, 3 стадии партии, правило равновесия материальных сил, понятие о шахматной позиции, позиционное преимущество, сила дамки,значение связок, размеров, понятие оппозиции, темпах, маневрах, важности расчета ходов и вариантов. Разбор тематических позиций. Упражнение на освоение правил игры.

Тема № 4. Начало партий: «Кол», "Обратный кол«.

практика:.Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра и бортовых полей Значение плана игры. План игры на ослабление пункта. Овладение важными полями. Расчет ходов, ценность времени и пространства. Игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции. Три дамки против одной. Борьба одной шахматы против двух и более. Разбор и развертывание с партнерами характерных тематических позиций.

Тема № 5. Ловушки в начале партии.

практика: Способы выигрыша шахмат. Разнообразие практических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Расчет ходов в партии. Жертва шахмат, «самообложение», «роздых», «Любки», комбинационные ловушки, контрудары.Красота комбинаций. Разбор тематических позиций. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.

Тема № 6. Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур.

теория: Правила турнирного поведения. Правила «Тронул-ходи!» Полная и краткая нотация шахматных партий.

практика: Упражнения на запись партий, отдельных положений. Расстановка фигур. Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, мат, ничья, пат. Вечный шах, относительная ценность фигуры.

Тема № 7. Шах и мат. Ничья.

теория: Понятие о тактике и комбинации.

практика: Основные тактические приемы: вязка, двойной удар, скрытое нападение (шаха), двойной шах, отвлечение, завлечение, сочетание идей.

Тема № 8. Дебюты в игре шахматы.

практика: Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки, мат ферзи, ладьей, тяжелыми фигурами. Определение дебюта. Задачи и принципы его разыгрывания Определение дебюта. Задачи и принципы его разыгрывания.

Тема № 9. Шахматные окончания.

практика: Практика. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.

Тема № 10. Учебные игры по шахматам.

практика: Участие в республиканских, районных и всероссийских соревнованиях.

 

Раздел 3.Формы аттестации и оценочные материалы.

Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных турнирах шахматам.

Формы аттестации

В качестве диагностики используется

- педагогическое наблюдение;

- устный опрос;

- тестирование;

- турнир.

Оценочные материалы: промежуточные тесты, итоговые тесты.

 

Критерии оценки достижения

планируемых результатов программы.

1. Высокий уровень.

Обучающийся владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы, имеет определенные достижения в своей деятельности, самостоятельно выстраивает план действия, подбирает материал, вносит собственные изменения и дополнения, заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен, выполняет задания без особых затруднений. Участвует в турнирах различных уровней и занимает призовые места.

2. Средний уровень.

Обучающийся владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется, но в чем-то испытывает трудности, выстраивает план действия с помощью педагога, подбирает материал, изменения и дополнения в процессе работы осуществляет во взаимодействии с педагогом. Занятия для него не обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается. Участвует в турнирах различных уровней, но не занимает призовые места.

3. Низкий уровень.

Обучающийся в полном объеме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса, самостоятельности не проявляет. Не участвует в турнирах.

Цели программы

Ознакомление с основами теории и практики игры в шахматы.        

Результат программы

·         шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

·         названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

·         правила хода и взятия каждой фигуры.

уметь:

ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;

Материально-техническая база

· учебный кабинет,

· столы и стулья,

· комплекты шашек и досок,

· доски для международных шашек,

· шахматные часы,

· тетради,

· ручки.