Занимательная математика

Программа «Занимательная математика» является частью интеллектуально познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования по математике. Данная программа позволяет ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Педагоги

Матаева Иман Руслановна

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Выделение признаков
Признаки математических объектов. Логическая игра «Что и зачем?».
Выделение признаков Признаки математических объектов. Игра «Объект – признак»
Различие предметов и математических объектов. Игра «Повтори – отличись», беседа "Зачем выделять различия«
Сходство предметов и математических объектов. Упражнение «Найди общее», беседа "О чем расскажет сходство«
Сопоставление математических объектов последовательно и с исходным. Существенные признаки математических объектов. Игра «Птица, рыба»
Множество свойств математических объектов: явных и скрытых. Скрытые и явные свойства, беседа о характерных свойствах математических объектов
Упорядочивание признаков. Игра «Буква, цифра». Упражнения на упорядочивание группы.
Раздел 2. Сравнение
Правила сравнения. Выделение признаков у математических объектов. Упражнение «Что нужно сравнивать?»
Установление общих признаков, выделение основания для сравнения (одного из несущественных признаков). Общие признаки, основания для сравнения. Игра "Найди больше оснований"
Сопоставление математических объектов по заданному основанию. Основание для сравнения, игра "Сравни-докажи«
Раздел 3. Классификация. Алгоритм
Понятие о классах. Беседа о том, что такое «класс». Игра "Мальчик, девочка, цветок«
Правила классификации математических объектов. Беседа о правилах классификации, упражнения в классификации математических объектов
Классификация математических вопросов. Беседа «Классификация вопросов», упражнения в классификации математических вопросов
Алгоритм. Виды математических алгоритмов. Алгоритм, инструкция, план – сходство и различие
Раздел 4. Закономерности
Закономерность. Поиск закономерностей в ряду чисел, предметов, геометрических фигур. Игра «Не ошибись», упражнение «Проверь себя», числовые закономерности, упражнения в установлении числовых закономерностей
Магические квадраты. Свойства магических квадратов. Принцип разгадывания магических квадратов.
Магические занимательные фигуры. Разгадывание принципа составления магических занимательных фигур. Самостоятельное их составление.
Раздел 5. Причинно – следственные отношения
Причина и следствие. Причинно – следственные цепочки. Беседа о причине и следствии как математическом явлении, упражнение в составлении причинно- следственной цепочки.
Противоположные отношения между математическими понятиями. Игра «Найди пару», упражнение в установлении противоположных отношений
Отношения «род-вид» между математическими понятиями. Беседа о понятиях «род», «вид», «элемент», упражнение в установлении родовидовых отношений между математическими понятиями
Виды отношений между понятиями. Упорядочивание между родовидовыми отношениями. Игра на внимание «Род- вид», беседа об объемах понятия, упражнение «Разложи по порядку»
Раздел 6. Определения и умозаключения
Определение. Принцип построения математического определения. Упражнение "Правила построения определений«
Ошибки в построении математических определений. Игра «Правильно – неправильно», беседа «Как найти ошибку в определении?», упражнение «Почему так говорят?»
Умозаключения. Упражнения «Умозаключение», «Следовательно»
Раздел 7. Аналогии
Аналогия как форма умозаключения. Придумывания по аналогии. Упражнение «Сказка- калька», «Продолжи стихотворение», введение понятия «аналогия»
Математическая аналогия. Использование аналогий в обучении математике. Упражнение «Подражайка», «Аналогия», беседа об аналогиях в математике
Предложенная математическая аналогия. Упражнения в составлении математических аналогий
Раздел 8. Рассуждения
Рассуждения. Математические рассуждения. Игра «перестановка», упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями»
Ошибки в рассуждениях. Принцип построения математических рассуждений. Упражнения на нахождение ошибок в рассуждения, построение математических рассуждений.
Юмор и логика. Я и математическая логика. Игра " Повтори – не ошибись«, обсуждение ситуаций
Раздел 9. Геометрическая мозаика
Занятие – игра «В городе треугольников». Виды треугольников. Упражнения «Сколько треугольников?»
Занятие – практикум «Секреты города Треугольников». Особенности построения различных треугольников с использованием различных чертёжных инструментов. Упражнения – математические фантазии "На что похож треугольник"
Раздел 10. Лабиринты. Математические головоломки
«Безвыходных лабиринтов нет!». Три метода выхода из лабиринтов
Логарифмы. В мире ребусов и шарад. Понятие о логарифмах. Решение математических ребусов и шарад. Принципы разгадывания ребусов
«От буквы к букве». Математические кроссворды Принципы построения и разгадывания математических кроссвордов
Подведение итогов

Цели программы

Цель программы: активизация мыслительной деятельности, развитие воображения, математических способностей детей, привитие устойчивого интереса к математике.

Результат программы

К концу обучения по программе «Занимательная математика» обучающиеся овладеют системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности.

Обучающиеся будут

- правильно применять математическую терминологию;

- интеллектуально развиты;

- сформированы качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.

Будут развиты:

- внимание, память, образное и логическое мышление, пространственное воображение;

- математические и творческие способности;

- мелкая моторика рук и глазомер.

Будут привиты:

- интерес к математике;

- культура труда, трудовые навыки.

- коммуникативные способности детей;