«Песочные фантазии»

  Актуальность  программы заключается в том, что владея техникой рисования песком, обучающийся получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Создание рисунков на песке помогает обучающимся концентрировать внимание и память, развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, мышление и внимание, воображение и фантазию, а также умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательную активность - все это способствует гармоничному развитию личности обучающегося. К тому же необходимо отметить, что рисование песком - это уникальный и эффективный способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.

           Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью программы является использование большого количества разнообразных приемов работы с песком и использование некоторых динамических приемов, напоминающих анимацию. Данная программа оперирует такими ключевыми понятиями, как демонстрационный стол, песок, работа пальцами, работа кулачком, работа мизинцем, контраст, симметрия, пятно, линия и т.д., которые лежат в основе обучения, т.к. для рисования песком эти понятия являются основополагающими. На первом этапе программы обучающиеся знакомятся с простейшими приемами рисования - насыпанием песка тонким слоем и работа пальцами, затем они учатся снимать ладонью или кулаком песок определенной конфигурации, затем - работать двумя руками симметрично, ставить точки. Самым сложным является трансформация одного изображения в другое, это является завершающим этапом программы. Так как обучение построено по принципу «от простого к сложному», то в дальнейшем задачи усложняются и в конце курса обучающиеся приобретают навыки «анимации» в рисовании песком. Техника рисования песком тем и хороша, что в процессе рисования можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить новыми деталями, героями.

Педагоги

1. Альбикханова Асет Хаважовна

Содержание программы

Образовательная программа «Песочные фантазии» раскрывается через следующие разделы:

Раздел 1. Этот удивительный песок. Раздел направлен на знакомство со средствами рисования песком, со свойствами песка и особенностями работы с кварцевым и кинетическим песком. Освоение приемов и гармоничное заполнение всей поверхности изобразительной плоскости. Изучение базовых техник рисования песком.

Практическая работа: игры кинетическим песком, практические упражнения по изучению базовых техник. Игры в «песочнице». Кто спрятался в песке (ролевые, сюжетные игры). Упражнения на развитие тактильной чувствительности. Сочинение собственной истории на песке. Создание отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры.

Тематический контроль: творческое тестирование в игровой форме

Раздел 2. Волшебные линии, непосредственно рисованию линий, точек, завитков. Изучение различных способов рисования песком. Знакомство с понятиями «симметрия», «движение влево-вправо», «геометрические фигуры», «диагональ», «вертикаль» и др. Стилизация формы и образа. Приемы рисования песочной ручкой.

Практическая работа: Упражнения на развитие плавности, изящества и точности движений. Выполнение упражнений на развитие координации руки и глаза. Упражнения на равномерное нанесение различных линий (прямые, извилистые, длинные, короткие). Способы рисования несколькими пальцами симметрично (клетка для льва, узор, снежинки, вертикаль, горизонталь и диагональ и т.д.). Тренировка координации «Глаз-рука», концентрации внимания. Приемы рисования песочной ручкой. Упражнения на закрепления приемов рисования песочной ручкой.

Практическая отработка приемов в разных видах рисования песком.

Тематический контроль: Творческие задания

Раздел 3. Сюжетное рисование. Раздел направлен на отработку изученных способов и приемов рисования песком, совершенствование работы с песочной струей, гармоничное сочетание линий, цвета и тени. Сюжетное рисование по теме и по замыслу.

Практическая работа: Упражнения на развитие плавности, изящества и точности движений. Просмотр мультфильма «О морских обитателях», презентация «Кто живет в море». Сюжетное рисование по темам. Упражнения на развитие плавности, изящества и точности движений. Работа над умением изменять размах и направление движения руки при рисовании. Тренировочные упражнения на отработку приемов рисования песком. Создание собственных композиций на песке.

Тематический контроль: Презентация творческого проекта

Раздел 4. Песочные картинки. Знакомство с техникой рисования цветным песком на картонной поверхности. Понятия «трафарет», «контур». Создание насыпных картинок. Работа над закреплением техники рисования цветным песком на картоне. Рисование сюжетов по замыслу на свободную тему на песочных столах и на картонной поверхности.

Практическая работа: Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок. Рисование сказочных героев цветным песком на картоне. Работа по трафарету.

Тематический контроль: Творческие задания

Раздел 5. Динамические композиции. Знакомство с приемами создания динамических картин из песка. Самостоятельное составление динамических композиций. Рисование по замыслу. Применения сыпучих материалов (песок, кофе, чай, крупа и т.д.) для создания анимационных фильмов.

Практическая работа: Упражнения на создание динамических картин из статических. Просмотр песочных шоу, мультфильмов в технике сыпучая анимация. Создание собственных анимированных композиций в технике сыпучая анимация.

Тематический контроль: Фото и видео выставка работ

Промежуточный контроль: творческий отчет.

Цели программы

целью программы является создание условий для развития образного мышления, пространственного воображения, творческих способностей обучающихся посредством овладения техникой рисования песком.

 

Результат программы

Личностные:

·         знать о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии - знать правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе;

·         уметь анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

·         уметь правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);

·         уметь выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для обучающихся видах творческой и игровой деятельности;

·         быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе творческого взаимодействия;

·         подводить самостоятельный итог занятия;

·         способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

·         анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметные:

·         знать о ценностном отношении современного искусства Sand art как к культурному наследию народа;

·         иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими школьниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·         уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

·         уметь адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников, педагога, родителя и др. людей;

·         осознавать рост собственной значимости и творческой самоопределенности;

·         уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

·         уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         уметь сформулировать собственное мнение и позицию;

·         применять полученные сведения о многообразии экранного искусства;

·         применять красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью программы является использование большого количества разнообразных приемов работы с песком и использование некоторых динамических приемов, напоминающих анимацию. Данная программа оперирует такими ключевыми понятиями, как демонстрационный стол, песок, работа пальцами, работа кулачком, работа мизинцем, контраст, симметрия, пятно, линия и т.д., которые лежат в основе обучения, т.к. для рисования песком эти понятия являются основополагающими. На первом этапе программы обучающиеся знакомятся с простейшими приемами рисования – насыпанием песка тонким слоем и работа пальцами, затем они учатся снимать ладонью или кулаком песок определенной конфигурации, затем – работать двумя руками симметрично, ставить точки. Самым сложным является трансформация одного изображения в другое, это является завершающим этапом программы. Так как обучение построено по принципу «от простого к сложному», то в дальнейшем задачи усложняются и в конце курса обучающиеся приобретают навыки «анимации» в рисовании песком. Техника рисования песком тем и хороша, что в процессе рисования можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить новыми деталями, героями.

Материально-техническая база

· световой стол для рисования песком;

· портативная колонка и флешка с записями релаксационной музыки и звуков природы, классической музыки и песни из детских мультфильмов;

· доска магнитно-маркерная;

· мобильный компьютер с программным обеспечением звукового и видео редактора;

· профессиональный кварцевый песок для рисования на стекле;

· ручка для рисования песком (песочный каран

· даш или ручка)

· наборы канцелярских материалов: цветной картон, белый картон, клей канцелярский, клей-карандаш, ножницы, кисти, карандаши простые, ластики, фигурные трафареты;

· бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, пуговицы, соломинки для коктейля, маленькие шарики и т.д.)

· игровой инвентарь (сито, формочки, фигурки животных, растений, людей, грабли, лопатки, кисти, массажные мячики и т.д.)