«Занимательная биология»

Актуальность программы в том, что она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при ее реализации, у обучающихся возникает интерес к биологии, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности, и как результат – участие в олимпиадах, биологических конкурсах разного уровня, научно-исследовательских конференциях.

Педагоги

Тарамова Анжела Лемаевна

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (2 часа)

Теория (2 ч.): Ознакомление с программой обучения. Инструктаж по технике безопасности

Тема 2. Почувствуй себя ученым (36 часов).

Теория (18 часов). Почувствуй себя ученым – исследователем. Изучение разделов биологии по направлениям:

1. Ботаника – наука о растениях.

2. Зоология – наука, предметом изучения которой являются представители царства животных.

3. Микробиология – наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология.

4. Биохимия – наука о химическом составе клеток и организмов.

5. Цитология – раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы.

6. Гистология – раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. 7. Бактериология – наука о бактериях.

8. Дендрология – раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья.

9. Орнитология – раздел зоологии, посвященный изучению птиц.

Практика (18 часов). Лабораторные работы.

Лабораторная работа № 1 "Моделирование макета этапов развития семени фасоли"

Лабораторная работа № 2 "Работа с микроскопом".

Лабораторная работа № 3 "Строение тканей животного организма"

Лабораторная работа № 4 "Химический состав растений"

Лабораторная работа № 5 "Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом"

Практические занятия: моделирование макетов биологических объектов, конструирование биологических объектов, проведение познавательных игр, работа с картой животного и растительного мира, работа с гербарием. Проведение очных и заочных экскурсий.

Тема 3. Занимательные опыты и эксперименты(18 часов).

Теория (2 часа). Исследование возникновения жизни на Земле. Первые живые организмы, эволюционирование планеты, развитие живых организмов.

Практика (16 часов). Практические занятия по изучению развития растений. Химическое и биологическое взаимодействие веществ. Проведение занимательных опытов.

Заочные экскурсии в прошлое нашей планеты.

Тема 4. Этот необычный мир (14 часов).

Теория (4 часа). Исследование приспособлений животных и растений к жизни в их среде обитания.

Практика (10 часов). Индивидуальное исследование, коллективное исследование, подбор и выступление с подготовленным материалом по данному биологическому объекту.

Итоговая аттестация 2 (часа)

Цели программы

Цель программы: главная цель курса заключается в том, чтобы учащийся под руководством педагога, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты.

Результат программы

Результаты реализации программы соответствуют ее цели, задачам и содержанию. Основным результатом реализации программы являются следующие компетенции

Личностные результаты:

В результате прохождения программы должно быть сформированы:

Ø внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к лаборатории, ориентации на содержательные моменты обучения;

Ø широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Ø ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности в лаборатории;

Ø способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Ø ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Ø знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Ø установка на здоровый образ жизни;

Ø чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с окружающим миром, мировой и отечественной художественной культурой;

Ø эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Ø развита коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в коллективе.

Метапредметные результаты:

В результате прохождения программы должно быть:

Ø сформированы навыки определять цели и задачи, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;

Ø сформированы умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи;

Ø приобретен опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий;

Ø развиты умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Ø сформированы умения взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли;

Ø развиты умения применять полученные теоретические знания на практике;

Ø развито эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни;

Ø развит навык осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Ø сформировано умение использовать знаково-символические средства для восприятия информации;

Ø сформировано умение строить речевое высказывание в устной форме;

Ø ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Ø выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Ø осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Ø осуществлять синтез как составление целого из частей;

Ø проводить сравнение по заданным критериям;

Ø устанавливать причинно-следственные связи;

Ø строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные результаты:

В результате прохождения программы у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции:

Ø узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Ø обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;

Ø использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; о

Ø писывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

Ø проводить исследования в окружающей среде;

Ø сформированы привычки здорового образа жизни;

Ø следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

Ø сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

Ø использовать готовые модели (глобус, карта, план, схемы...) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

Ø развитие навыков устанавливать и выявлять причинно–следственные связи в окружающем мире;

Ø создания защит собственных исследований;

Ø определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; и

Ø спользовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру).

Особые условия проведения

Ограничение в возрасте.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы:

- помещение: учебный кабинет, рассчитанный на учебную группу от 15 чел., парты, стулья из расчета на каждого учащегося;

- интерактивный программно-аппаратный комплекс;

- бинокль;

- фотоаппарат;

- микроскоп стереоскопический (бинокуляр) ;

- микроскоп световой, цифровой микроскоп,

- набор для проведения экспериментов по микробиологии;

- дальномер;

- комплект химических реактивов;

- буссоль;

- гербарный пресс;

- бурав приростной;

- прибор ночного видения;

- весы аналитические электронные;

- совок / стамеска / копалка металлическая;

- комплект демонстрационных учебных таблиц;

- карты настенные, комплект зоологических моделей демонстрационный;

- комплект микропрепаратов по зоологии;

- учебный набор для анализа почвы;

- цифровая лаборатория по биологии;

- набор посуды и принадлежностей для проведения демонстрационных опытов и др.