Шашки и шахматы (Летняя школа)

Игра в шахматы и шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей игры в шахматы и шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.

Отличительные особенности программы является большой акцент на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля». Программа занятий кружка «Шашки-шахматы» предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки и шахматы, приближает начинающего шашиста и шахматиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной и шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:

- видео-занятия, лекции, мастер-классы;

- сайты по творчеству данного направления;

- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;

- адресные дистанционные консультации.

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, чаты в WatsUp, Instagram и т.д.

В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают теоретическую информацию.Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде промежуточных результатов работы.

Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (ссылки на мастер-классы, шаблоны, теоретический материал).

 Режим занятий.

Количество занятий в неделю – 6 раз в неделю по 2 ч.,

Продолжительность занятия 45 минут с перерывами 5 минут (при дистанционном обучении).

Первые 30 минут из которых отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме ( в индивидуальной работе и онлайн консультировании).

В рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, ZOOM, Youtube,и другие, педагог представляет теоретический материал по теме.

В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.

 

 

Педагоги

Ахмадов Сайпуди Расуевич

Магомадов Альтимир Асламбекович

Шамаев Магомед Мутушович

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. ТБ. История шашек и шахмат. Название фигур.

теория: История возникновения шашек и шахмат. Правила пользования шашками и шахматами. Названия фигур.

 

Тема № 2. Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур.

теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

практика: Упражнения на запись партий, отдельных положений. Разбор позиций на усвоение правил игры.

Тема № 3. Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», "Обратная городская партия«.

теория: Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

практика: Основы шашечной теории, 3 стадии партии, правило равновесия материальных сил, понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество, сила дамки,значение связок, размеров, понятие оппозиции, темпах, маневрах, важности расчета ходов и вариантов. Разбор тематических позиций. Упражнение на освоение правил игры.

Тема № 4. Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур.

теория: Правила турнирного поведения. Правила «Тронул-ходи!» Полная и краткая нотация шахматных партий.

практика: Упражнения на запись партий, отдельных положений. Расстановка фигур. Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, мат, ничья, пат. Вечный шах, относительная ценность фигуры.

Тема № 5. Шах и мат. Ничья.

теория: Понятие о тактике и комбинации.

практика: Основные тактические приемы: вязка, двойной удар, скрытое нападение (шаха), двойной шах, отвлечение, завлечение, сочетание идей.

 

 

Цели программы

Обучение обучающихся принципам шахматной и шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы и шашки и подготовка обучающихся к дальнейшим ступеням развития

Результат программы

К концу занятий дети будут:

знать:

-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

уметь:

-ориентироваться на шахматной доске;

-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами -без нарушений правил шахматного кодекса;

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-рокировать;

-объявлять шах;

-ставить мат;