«Юные туристы – краеведы» в селе Центора-Юрт

       В основе школьного туризма лежат фундаментальные, неустаревающие принципы образования и воспитания: гуманно-демократический, концептуально-методологический, системно-целостный, творчески развивающий, личностно-ориентированный, созидающе-деятельностный. В структуре любой образовательной программы туризм может быть использован в качестве эффективной формы обучения. Туризм и спортивное ориентирование помогают учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук.

       Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.

       Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

       Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.

       Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в военно-патриотическом воспитании учащихся. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

       Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.

Содержание программы

Раздел Ι. Введение. – 2 ч.

Раздел ΙΙ. Краеведение и экология. – 6 ч.

Раздел ΙΙΙ. Топографическая подготовка. – 10 ч.

Раздел ΙV. Ориентирование. – 16 ч.

Раздел V. Начальная туристская подготовка. – 26 ч.

Раздел VΙ. Личная гигиена туриста и первая доврачебная помощь. – 20 ч.

Раздел VΙΙ. Азбука туризма – 16 ч.

Раздел VΙΙΙ. Туристическое снаряжение. – 10 ч.

Раздел ΙΧ. Общая спортивно- оздоровительная физическая подготовка – 26 ч.

Раздел Χ. Туристские слеты и соревнования. – 8 ч.


Раздел ΧΙ. Организация и проведение туристских походов и выездов. – 4 ч.


Итого часов: 144 ч.

Цели программы

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы 1 года обучения по данной программе

знать:


Ø историю развития туризма в России;

Ø роль и значение туристских походов;

Ø содержание топокарты и еѐ значение для туристов;

Ø способы изображения рельефа и типичные формы рельефа на топокартах;

Ø устройство компаса и правила обращения с ним;

Ø понятие ориентирования и способы ориентирования;

Ø требования к туристскому снаряжению;

Ø перечень личного и группового снаряжения;

Ø порядок ухода за снаряжением;

Ø порядок установки палаток.

уметь:

Ø читать топокарту;

Ø обращаться с компасом;

Ø составить перечень личного и группового снаряжения для однодневного похода;

Ø правильно поместить вещи в рюкзаке;

Ø подогнать снаряжение;

Ø правильно установить палатку и разместить в ней вещи;

Ø ориентироваться на местности.

 

Ожидаемые результаты освоения программы 2 года обучения по данной программе

знать:

Ø последовательность подготовки к походу, цели и задачи походов;

Ø природные особенности своего края;

Ø особенности зимнего похода;

Ø основные правила движения группы на маршруте;

Ø основные требования к месту для бивака;

Ø знать технику безопасности при проведении похода;

Ø основные типы костров и их назначение;

Ø правила разведения костра в зимнюю погоду;

Ø основные требования к продуктам, используемым в походе;

Ø правила хранения продуктов в походе;

Ø правила оказания первой доврачебной помощи при рассмотренных заболеваниях и травмах;

Ø способы транспортировки пострадавшего;

Ø порядок изготовления носилок и положение;

Ø общие характеристики естественных препятствий, способы их преодоления, меры безопасности.

уметь:

Ø выбрать место для бивака;

Ø выбрать место для костра, заготовить дрова, разводить костер зимой;

Ø просушить своѐ снаряжение;

Ø преодолевать несложные естественные препятствия;

Ø вязать узлы;

Ø оказать первую доврачебную помощь;

Ø изготавливать транспортировочные средства и правильно транспортировать пострадавшего.

Материально-техническая база

Программа учебной дисциплины «Юный турист-краевед» предполагает наличие у команды (секции, кружка) необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения, бивуачного и вспомогательного (хозяйственного, мед.аптечки и пр.), обзорные карты края; кроки, схемы; топографические и спортив­ные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки, бивуачное и спец. тур. снаряжение.

Туристское снаряжение:

1. Рюкзак – 15 шт.

2. Спальный мешок – 15 шт.

3. Турковрики – 15 шт.

4. Штормовой костюм – 15 пар.

5. Рукавицы брезентовые – 15 пар.

6. Тренировочный костюм х. б. – 15 пар.

7. Система страховочная – 15 пар.

8. Палатки – 5 шт.

9. Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.

10. Аптечка – 2 набора

11. Компаса жидкостные – 8 шт.

12. Курвиметр – 2 шт.

13. Веревка основная (40 м) – 3 шт.

14. Веревка вспомогательная (40 м.) – 3 шт.

15. Карабин туристский с муфтой – 30 шт.

16. Шлем защитный – 15 шт.

17. Фонарь – 4 шт.

 

Предполагается, что у педагога имеется в наличие разнообразный дидактический и методический материал.

Дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал

1. Учебные материалы (тесты)

2. Карты

3. Учебные пособия для детей (таблицы)

4. Раздаточный материал (веревки, карабины, обвязки)

5. Аудио – видео средства туристские, спортивные.

Учебно-наглядные пособия:

- тематический материал наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты, топографическая карта и тд.

Использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.