«Оператор ЭВМ»

Данная программа предназначена для учащихся 12 – 15 лет. Занятия в объединении могут посещать как девочки, так и мальчики. Количество детей в группе – до 15 человек.

Для успешного проведения занятий и для достижения лучших результатов в обучении, необходимо, чтобы ребенок в процессе занятия общался с компьютером один на один.

Процесс обучения строится по плану: теоретическое изучение материала, которое проходит в форме лекции, беседы или рассказа, сопровождаемых слайдовой презентацией; игровые и практические занятия; в конце изучаемой темы краткий повтор и зачетное занятие. Зачетные занятия целесообразно проводить в форме индивидуальных творческих заданий.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, планируется время для теории и практики. Занятия включают элементы игры, использование межпредметного материала, чередование теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения. На занятиях используется как коллективная, так и групповая и индивидуальная формы работы.

Проект программы кружковых занятий по компьютерной графике предусматривает освоение графического редактора Paint, знакомство с графическими возможностями текстового редактора MS Word, применение этих знаний при освоении мастера презентаций MS Power Point.

По окончании обучения по данному курсу, учащиеся должны уметь создавать, располагать в пределах документа, сохранять файл с художественной композицией, оформлять презентацию и осуществлять поиск нужной информации в сети Интернет.

На практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.

Педагоги

1. Мусаев Юнус Арбиевич

 

Содержание программы

I год обучения

1.Вводное занятие (2 ч.)

Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2. Информация. Виды информации. Информационные процессы. (20 ч.).

Информация: понятие, изображение информации. Виды информации: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, тактильная. Способы организации информации: схемы, графы, каталоги. Информационные процессы: источники, приемники, каналы связи. Виды информационных процессов. Поиск и анализ информации. Организация информации. Таблица. Каталог. Справочники. Методы поиска информации: наблюдение, общение, чтение, просмотр, прослушивание. Организация деятельности человека по преобразованию информации: документы, каталоги, сайты. Средства хранения информации: книги, видеокассеты, жесткий диск ПК, CD, DVD, сайты. Средства передачи информации: телефон, телеграф, пейджер, телевизор, радио, электронная почта.

 

3. Устройства ПК. Основные компоненты компьютера. (24 ч.)

 

Средства обработки информации: счеты, арифмометр, компьютер. Устройства ПК. Основные компоненты компьютера.

Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Разгадывание кроссвордов на тему «Устройство ПК».

Практическая работа «Знакомство с клавиатурой». Группы клавиш. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажёр. Составление и разгадывание ребусов и шарад на тему «Устройство ПК». Занятие-игра «Компьютерное путешествие в мир логических задач». Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажёр. Программы и файлы клавиатурный тренажёр в режиме игры. Ввод информации в память ПК. Практическая работа «Освоение клавиатуры».

 

4. Программное обеспечение ПК. Прикладное ПО компьютера в соответствии с видами информации. (20 ч.)

 

Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа «Освоение мыши». Главное меню. Запуск программ из набора основных. Практическая работа «Запуск программ. Основные элементы окна программы». Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа «Управление ПК с помощью меню». Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра «Тренировка памяти». Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой». Наглядные формы представления информации.

5. Текстовый редактор Word. (38ч.)

 

Обработка числовой информации на ПК. Двоичная система счисления. Практическая работа «Выполнение вычислений с помощью приложения «Калькулятор». Обработка текстовой информации. Знакомство с текстовым редактором Word. Редактирование текста. Основные элементы окна т.р. Word. Содержание основных пунктов меню т.р. Word. Редактирование текста. Буфер обмена. Копирование и перенос фрагментов теста при помощи клавиш Ctrl и Del. Разметка страницы. Изменение масштаба. Проверка правописания. Форматирование текста: размер, цвет, начертание шрифта. Форматирование текста: размер, цвет, начертание шрифта. Форматирование текста: выравнивание, междустрочный интервал, отступы. Создание маркированных и нумерованных списков. Функция «Формат по образцу» Практическая работа «Редактирование и форматирование текста» Работа с меню вставка-рисунок (вставка картинок из библиотеки и из файла в т.р. Word. Объект Word Art. Вставка и форматирование объекта Word Art. Практическая работа «Создание объявления в т.р. Word». Поиск информации в Internet на тему «День защитников Отечества». Практическая работа «Создание поздравительных открыток к 23 февраля». Создание и редактирование таблиц в т.р. Word. Практическая работа «Создание расписания уроков». Практическая работа «Создание поздравительной открытки – 8 Марта». Импортирование и редактирование графических объектов. Обтекание объектов текстом.

 

6. Звуковая информация. (12ч.)

 

Звуковая информация. Знакомство с программой «Звукозапись». Настройка громкости. Запись звуков и их форматирование. Знакомство с программой Проигрыватель Windows Media. Работа с диском «100 лучших детских караоке»

 

 

7. Графические возможности компьютера. (22ч.)

Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Растровый графический редактор Paint. Основные элементы программы Paint. Знакомство с основными инструментами и фигурами Г.Р. Paint. Палитра цветов. Практическая работа «Создание тематического рисунка». Копирование и перенос фрагментов рисунка при помощи буфера обмена и клавиш Ctrl и Del. Редактирование и форматирование рисунков. Наклон и поворот. Функция «отразить». Практическая работа «Алгоритм построения бабочки». Поиск информации в сети Internet на тему «День Победы». Практическая работа – рисунок «Миру-мир».

 

8. Защита информации. (4ч.)

Работа со сканером, принтером, фотоаппаратом. Практическая работа «Рисунок – Здравствуй лето». Компьютерные вирусы. Защита информации от компьютерных вирусов. История развития компьютерной техники и современные возможности информационных технологий.

 

II год обучения

1.Вводное занятие (3 ч.)

 

2. Электронные таблицы EXCEL (38ч.)

 

Табличный редактор Excel. Ввод и редактирование данных. Ввод формул. Форматирование таблиц. Управление листами рабочей книги. Связывание рабочих листов. Функции в Excel. Построение диаграмм. Построение графиков. Моделирование в Excel. Логические функции в Excel. Практический урок: «Решение математических задач в Ехсе1». Автоматизация ввода данных. Фильтрация данных. Задачи оптимизации в Excel. Обмен данными между Excel и другими приложениями Windows.

 

 

3. База данных ACCESS (36ч.)

 

Базы данных. Виды баз данных. СУБД Access. Создание базы данных. Запросы в базе данных. Установка связей между таблицами. Запрос с параметром. Вычисляемые поля в запросах. Итоговые запросы. Перекрестный запрос. Запрос на создание таблицы. Запрос на добавление записей. Запрос на удаление записей. Запрос на обновление. Отчеты в базе данных.

 

 

4. Аппаратная часть компьютера (46ч.)

 

Аппаратное обеспечение компьютера. Микропроцессор и его характеристики. Внутренняя память. Внешняя память.

Устройства ввода. Устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства ввода. Устройства распознавания речи.

Устройства вывода. Устройства вывода. Устройства вывода звука. Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Представление об открытой архитектуре компьютера. Кодирование информации в компьютере.

Представление числовой информации. Обработка числовой информации. Представление текстовой информации.

Представление графической информации. Представление звуковой информации.

 

5. Microsoft Publisher (50ч.)

 

Возможности и область использования приложения Microsoft Publisher Назначение панелей инструментов

Создание информационного бюллетеня. Работа с мастером создания. Настройка параметров бюллетеня. Объединение и разъединение отдельных частей текста. Добавление полей для ввода текста. Автоматическая расстановка переносов.

Редактирование бюллетеня. Замена рисунков. Ввод подписей к графическим объектам. Группирование и разгруппирование объектов. Вставка буквицы. Сохранение информационного бюллетеня с помощью Мастера упаковки. Создание буклета. Работа с мастером создания. Разработка и создание структуры буклета. Сохранение буклета. Настройка параметров буклета.

Ввод текста в существующие текстовые рамки. Объединение и разъединение отдельных частей текста.

Добавление полей для ввода текста. Автоматическая расстановка переносов. Редактирование буклета. Замена рисунков.

Вод подписей к графическим изображениям. Группирование и разгруппирование объектов. Вставка и удаление страниц.

Вставка буквицы. Сохранение буклета с помощью мастера упаковки.

 

6. Компьютерная графика (32ч.)

 

Возможности и область использования приложения Power Point. Типовые объекты презентации.

Группы инструментов среды Power Point. Запуск и настройка приложения Power Point. Назначение панелей инструментов.

Постановка задачи на конкретном примере. Выделение этапов создания презентации. Первый этап – создание фона.

Второй этап – создание текста. Третий этап – вставка рисунков в презентацию. Четвертый этап – создание анимации текста.

Пятый этап – настройка анимации рисунков. Шестой этап – запуск и отладка презентации. Вставка звука. Вставка видеоклипов.

Настройка анимации звука или клипа. Постановка задачи создания презентации на конкретном примере. Выделение объектов.

Работа с сортировщиком слайдов. Просмотр презентаций.

 

7. Компьютерная сеть интернет (10ч.)

 

Устройства интернета. Доменные зоны. Серверы. Сайты и их адреса. Модемное соединение. Выбор провайдера. Настройки соединения с интернетом. Всемирная, российская поисковая система. Поиск информации в Интернете. Общие каталоги.

 

8. Как защитить компьютер: основы сетевой безопасности (4ч.)

Шпионские программы. Сетевые взломы. Утилиты безопасности.

 

Цели программы

Более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике, посредством компьютерного творчества. Формирование у обучающихся целостного представления о мультимедийных возможностях ПК, а также, формирование основных навыков рационального использования компьютерной техники в своей игровой, учебной, а затем и профессиональной деятельности. То есть подготовка младших школьников к активной полноценной жизни, учёбе и работе в условиях технологически развитого общества и Интернета.

Результат программы

Дети, освоив все правила использования мультимедиа технологий, способны набрать небольшой текстовый документ и отформатировать его; составить компьютерную презентацию любой сложности, в том числе с использованием триггеров, гиперссылок, анимации; по выбранной теме создать и защитить проект.

К концу обучения дети должны

Знать:

· понятие информации, источники информации;

· понятие компьютера как информационной машины;

· состав компьютера и назначение его основных устройств;

· понятие мультимедиа, мультимедиа компьютер

· стандартные программы мультимедиа

· правила создания и оформления рефератов

· правила создания и оформления презентаций

· организацию Интернета

· адреса Интернета

· понятие электронная почта

Уметь:

· определять виды информации.

· приводить области применения компьютера;

· выбирать и загружать нужную программу.

· работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их (отражать по вертикали и горизонтали, наклонять, поворачивать их) и сохранять);

· работать в программе MS Picture Manager (сжатие фотографий)

· работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, вставка рисунков, работа с панелью рисования, форматирование, печать);

· работать со звуком.

Особые условия проведения

Данная программа предназначена для учащихся 12 – 15 лет. Занятия в объединении могут посещать как девочки, так и мальчики. Количество детей в группе – от 15 до 20 человек.

Для успешного проведения занятий и для достижения лучших результатов в обучении, необходимо, чтобы ребенок в процессе занятия общался с компьютером один на один.

Процесс обучения строится по плану: теоретическое изучение материала, которое проходит в форме лекции, беседы или рассказа, сопровождаемых слайдовой презентацией; игровые и практические занятия; в конце изучаемой темы краткий повтор и зачетное занятие. Зачетные занятия целесообразно проводить в форме индивидуальных творческих заданий.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, планируется время для теории и практики. Занятия включают элементы игры, использование межпредметного материала, чередование теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения. На занятиях используется как коллективная, так и групповая и индивидуальная формы работы.

Проект программы кружковых занятий по компьютерной графике предусматривает освоение графического редактора Paint, знакомство с графическими возможностями текстового редактора MS Word, применение этих знаний при освоении мастера презентаций MS Power Point.

По окончании обучения по данному курсу, учащиеся должны уметь создавать, располагать в пределах документа, сохранять файл с художественной композицией, оформлять презентацию и осуществлять поиск нужной информации в сети Интернет.

На практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы необходимо следующее:

· Операционная система Windows ХР.

· Среда программирования ЛогоМиры.

· Графические редакторы Paint, MS Draw.

· Текстовый процессор Word.

· Табличный процессор Excel.

· Система управления базами данных Access.

· Программа презентаций Power Point.

· Приложение Microsoft Office Publisher.

Оснащение кабинета:

· Компьютер

· Мультимедийный проектор.

· Сканер Canon Lide 210.

· МФУ Canon MF 4410.