Шашки и Шахматы

Программа включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы, задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.

Установка сделать из обучающего гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен обучающимся.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе.

Педагоги

Эскиев Ш.В.

Содержание программы

Учебный план дополнительного образования
Направление Физкультурно-спортивное
Форма организации кружок
Название "Шашки и шахматы "
Количество групп 1
Количество часов в неделю 4
Количество часов в год 140
Форма отчета Соревнования

Цели программы

Цель программы – освоение детьми начального этапа шахматной игры, развитие интеллектуальных и волевых способностей ребенка в процессе обучения шахматной игре. Обучение шахматам детей дошкольного возраста позволяет решить комплекс образовательно-воспитательных задач.

Результат программы

Будут знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, угловые поля, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, ничья, пат, вечный шах, двойной удар, связка полная и неполная, давление на связку;

- название шахматных фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры, их обозначения при записи партии;

будут уметь:

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- уметь вести запись партии по правилам краткой шахматной нотации;

- уметь разыграть шахматную партию от начала и до конца без нарушений шахматного кодекса;

- рокировать, объявлять шах, ставить мать;

- решать элементарные задачи на мат в один и несколько ходов;

- проводить элементарные комбинации на двойной удар, на выигрыш связанной фигуры, на спертый мат и т.п. в один и несколько ходов.

Личностные результаты освоения программы:

Результаты развития:

-научить анализировать свои и чужие ошибки;

- освоить навыки принятия решений как тактического, так и стратегического характера;

- развить логическое и образное мышление, память, внимание

Результаты воспитания:

- научить уважать соперника;

- развитие усидчивости и самостоятельности;

- привить навыки сплоченности в команде.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Шашки и Шахматы