Шашки

Введение. История развития шашек. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Правила шахматных соревнований.

Русская шашечная школа. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Великие люди и шахматы.

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности.

Правила шашечной игры. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Правила игры в шашки

Что изучает теория шашечной игры. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Турнирная дисциплина, правила соревнований. Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Основы шашечной игры. Основы шашечной игры: сила флангов, как выиграть шашку, как пройти в дамки, ловушки, ловушки и короткие партии.

Основные приемы борьбы на шашечной доске. Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция, связка, зажим, жертва, угроза, окружение, роздых, самообложение, заключение (запирание), центр.

Комбинации. Комбинации: комбинация для прохождения в дамки, комбинация для получения материального преимущества, комбинация для получения материального преимущества, комбинация для получения лучшей позиции.

Окончание. Окончание: нормальные окончания, окончание треугольник Петрова, окончание три дамки против дамки с простой, эстафетные окончания.

Тренировочные и соревновательные турниры.

Анализ сыгранных партий.

Решение задач и комбинаций.

Педагоги

Ахмедханов Саид Ахмедович

Содержание программы

п/п
Тема занятия.
Количество часов
всего
теория
практика
Введение ( 2 часа)
1
История развития шашек.
2
2

Русская шашечная школа (96 часов)
2
Русская шашечная школа
24
9
15
3
Правила шашечной игры
24
9
15
4 – 6
Что изучает теория шашечной игры
24
9
15
7
Турнирная дисциплина, правила соревнований
24
9
15
Основы шашечной игры (116 часов)
8
Основы шашечной игры: сила флангов
23
8
15
9
Основы шашечной игры: как выиграть шашку
23
8
15
10
Основы шашечной игры: как пройти в дамки
23
8
15
11
Основы шашечной игры: ловушки
23
8
15
12
Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии
24
8
16
Основные приемы борьбы на шашечной доске (240 часов)
13
Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция
24
9
15
14
Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка
24
9
15
15
Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим
24
9
15
16
Основные приемы борьбы на шашечной доске: жертва
24
9
15
17
Основные приемы борьбы на шашечной доске: угроза
24
9
15
18
Основные приемы борьбы на шашечной доске: окружение
24
9
15
19
Основные приемы борьбы на шашечной доске: роздых
24
9
15
20
Основные приемы борьбы на шашечной доске: самообложение
24
9
15
21
Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание)
24
9
15
22
Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр
24
9
15
Комбинации (48 часов)
23
Комбинации: комбинация для прохождения в

дамки
12
6
6
24
Комбинации: комбинация для получения материального преимущества
12
6
6
25
Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции
12
6
6
26
Комбинации: комбинация для достижения ничьей в худшей позиции
12
6
6
Окончание (48 часов)
27
Окончание: нормальные окончания
12
6
6
28
Окончание: треугольник Петрова
12
6
6
29
Окончание: три дамки против дамки с простой
12
6
6
30
Окончание: эстафетные окончания
12
6
6
Тренировочные и соревновательные турниры. Анализ сыгранных партий (42 часа)
31
Тренировочные и соревновательные турниры
21

21
32
Анализ сыгранных партий
21
21

Решение задач и комбинаций (20 часов)
33
Решение задач и комбинаций
10
5
5
34
Решение задач и комбинаций
10
5
5
Итого за год
612

Цели программы

Цель программы: развитие логического мышления при игре в шашки.

Результат программы

Личностные результаты:

- развитие умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логического, образного и аналитического мышления), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, проявлять уважение к окружающим;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-умение преподносить себя, быть тактичным;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе

в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе.

 

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебно-игровой

деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебно-игровые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебно-игровой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- овладение логическими и аналитическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение

рассуждений.

Материально-техническая база

Спортивный зал