Историки – краеведы

Отличительная особенность программы

"Историки – краеведы" – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно способствует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию обучающихся, развитию их творческих способностей.

Историческое краеведение – ступенька к познанию обучающимися истории родного края. Изучая жизнь выдающихся земляков, ученики приходят к пониманию, что история малой родины – это история людей. И что они, ученики, являются творцами этой истории. В этой форме работы заложен большой воспитательный потенциал формирования гражданской активности и высоких патриотических чувств в обучающихся.

Краеведческая работа дает ученикам моральное удовлетворение, способствует быстрому росту чувства человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы духа. Программа «Историки – краеведы» составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования. Данная программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы курса «Юные историки-краеведы» (Кацупий М.В.-лауреат V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного детей).

Педагоги

Кулаева Залина Абасовна

 

Содержание программы

Вводные занятия
Туристско-краеведческие возможности края.
Историческое краеведение.
Памятники истории и культуры.
История Чечни в лицах.
Краеведение.
Туристические умения и навыки.
Туристические путешествия и походы.
Практические занятия.
Исследовательская работа.

Цели программы

-вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма и краеведения;

-содействие развитию духовно – нравственных основ личности подростка, его творческих способностей через приобщение к истории родного края;

 -воспитание у подрастающего поколения чувство патриотизма и любви к своей малой родине и в целом к Отчизне.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

- работу школьного музея;

- основные исторические и природные памятники Северного Кавказа;

- основные события истории Северного Кавказа;

- жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших свой вклад в историю края;

- народные традиции вайнахского народа;

- закон об охране природы;

- права и обязанности участников путешествий и соревнований;

- методику проведения поисково-исследовательской работы;

- основные требования к отчету о краеведческой экспедиции;

- общую структуру научного исследования;

- основные виды краеведческих наблюдений, которые могут осуществляться в

краеведческой экспедиции или туристском походе, инструменты (приборы),

которые при этом применяются;

- перечень группового и личного снаряжения;
- технику преодоления естественных и искусственных препятствий.

Обучающиеся должны уметь:

- систематизировать собранный краеведческий материал;

- оформлять и составлять отчет о краеведческой поисково-исследовательской

работе, выступать с докладами, рефератами;

- проводить экскурсию для одноклассников;

- работать с первоисточниками, вести запись воспоминаний старожилов, вести
специальный дневник;

- оказывать первую доврачебную помощь;

- выполнять общие обязанности участников похода.

- фотографировать и паспортизировать краеведческие объекты: памятники истории и
культуры;
- проводить работу по охране природы, памятников истории и культуры.

Материально-техническая база

- помещение: учебный кабинет, рассчитанный на учебную группу от 18 человек, парты, стулья, из расчета на каждого учащегося; -методическая, научная и историческая литература, энциклопедии и справочники; -исторические карты; -аудио- и видеоаппаратура; - оборудование ПК с возможностью выхода в Интернет, проектор, экран, флешка.