Шашки

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования – дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.

Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет еѐ привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всѐ это нужно отнести к категории творчества.

Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

Следует отметить, что в образовательных учреждениях города и края занятия шашками носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах.

Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях. Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий. Программа служит для того, чтобы учащиеся смогли овладеть этой игрой в объѐме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.

Педагоги

Ахмедов Турпал Абухаджиевич

Содержание программы

1. Вводное занятие (3 ч.)

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом.

Теоретический компонент:

Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная в 1827 году А.Д. Петровым. Шашечный кодекс.

 

2. Первоначальные понятия (12 ч.)

Теоретический компонент:

Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество – важный путь к достижению победы.

Практический компонент:

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий.

 

3. Тактика (30 час.)

Теоретический компонент:

Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.

Практический компонент:

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.

 

4. Стратегия (4 час.)

Теоретический компонент:

Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра.

Практический компонент:

Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.

5. Эндшпиль (10 час.) Э́ндшпиль (от нем. Endspiel – «конец игры») –

заключительная часть шахматной или шашечной партии

Теоретический компонент:

Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек.

Практический компонент:

Три дамки против одной, «треугольник. Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений.

 

Дебют (4 час.)
Теоретический компонент:

Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше». Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором сыгранных партий.

 

Композиция (1 час.)
Теоретический компонент:

Концовки, задачи и этюды – произведения композиции (особой области шашечного творчества). Связь композиции с практикой.

 

Международные шашки (12 час.)
Теоретический компонент:

Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры. Красота игры. Простор для творчества.

Практический компонент:

Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.

 

Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы
одновременной игры (30 час.)

Практический компонент:

Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики,

подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.

Цели программы

Цель и задачи программы:

Цель программы: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического и волевого потенциала личности воспитанников.

 

 

Задачи:

Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

Форма проведения занятий:

- индивидуальная;

- групповая;

- теоретическая;

- практическая.

 

Результат программы

Планируемые результаты:

После I учебного года:

Учащиеся должны знать:

- элементарные основы шашечной игры;

- историю возникновения шашек;

- шашечную нотацию;

- примеры выигрыша двух против одной.

Учащиеся должны уметь:

- играть в шашки;

- записывать партию;

- разыгрывать простейшие комбинации;

- уметь разыгрывать основные дебюты.