Слововед

Внеурочная работа должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремлению настойчиво овладеть этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Педагоги

Сапарбиева Берландт Шамсудиновна

Содержание программы

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)

Тема 1.1. Язык и речь – чудо из чудес.

Тема 1.2. Слышится и пишется.

Тема 1.3. «Пульс» в слове. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие "Кто говори – сеет, кто слушает – собирает«

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

 

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология)

Тема 2.1. «Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Строение слога.

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4. «Чужие» слова.

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

 

Раздел 3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит.

Тема3.2. Приятное соседство звуков.

Тема3.3. «Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема 5.2 Стойкость существительных

Тема 5.3 Всего полно: чулочки-носочки (категория числа)

Тема 5.4 Живость глагола

Тема 5.5 Цветные сны. Глаголы звуков и цветов

Тема 5.6 Преданность прилагательных.

Тема 5.7 Прилагательные-эпитеты

Тема 5.8 Грамматике учиться всегда пригодится.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг,

подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Тема 6.3 Поведение человека и культура общения.

Тема 6.4 Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающие занятия.

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Тема 7.2 "По силе разума"

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

На занятиях проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Цели программы

Воспитание потребности к изучению русского языка, повышение языковой культуры и развитие основных языковых компетенций учащихся основной школы.

Результат программы

В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;

· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

· интерес к изучению языка;

· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

· самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

· пользоваться словарями, справочниками;

· осуществлять анализ и синтез;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы.

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

· повышение познавательного интереса к учебному предмету "Русский язык";

· развитие интеллектуального потенциала школьников;

· повышение уровня речевой грамотности и общей языковой культуры обучающихся;

· развитие личности выпускников основной школы.

Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:

Второй уровень результатов:

· участие школьников в классных и школьных олимпиадах, внеклассных мероприятиях по русскому языку;

· заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

· приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках;

· участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня.

Особые условия проведения

· по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

· по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

· по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Материально-техническая база

Список литературы для учащихся

1. Иванова В.А., Потиха З.А. Занимательно о русском языке. Москва. Дрофа.2008

2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас...» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

3. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

4. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006