«Хенд-мейд декор»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р),

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ),

Приказ Министерства просвещения  РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

1.1.Направленность дополнительной образовательной программы «Хенд-мейд декор» художественная. Программа предполагает групповой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

1.2.Уровень освоения программы – стартовый, в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) министерства образования и науки РФ (письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).

1.3Актуальность программы. В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной  мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно - эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого – теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.

Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности  в конкретных образах.  

Педагоги

АБДУЛМЕЖИДОВА МАРХА ШИРВАНОВНА

Содержание программы

Содержание учебного плана.

1. Введение. 1.Вводное занятие Знакомство. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Знакомство с правилами поведения и требованиям к воспитанникам, посещающим кружок. Инструктаж  по ТБ.

2. Работа с природным материалом. Экскурсия по сбору природного материала. Инструктаж по ТБ во время экскурсии. Флористика. Фитодизайн.  Материалы и оборудование. Основные приемы составления цветков, листьев, веточек из семян. Составление композиции. Сочетание в композиции семян, плодов, сухоцвета, веток, коры. Выбор основы для изделия. Цветовое сочетание. Создание композиции. Использование дополнительных  материалов (сетка, лента, ткань, шпагат, перья и т.д.). Изготовление открыток, панно, композиций из природного материала. Оформление работы. Упаковка. Коллективная работа панно.  

3. Работа с тканью.  Инструктаж по технике безопасности. План работы, цели и задачи занятий. История рукоделия. Виды тканей. Правила кроя ткани. Работа с шаблонами, выкройками. Обработка срезов (изготовление прихватки), навыки работы с иголкой. Соединительные, декоративные швы (шов «вперед иголку», шов «назад иголку», петельный шов). Изготовление, игольниц, сувениров. Основные приемы и элементы лоскутного шитья. Навыки составления узоров из различных лоскутных элементов, цветовое сочетание. Изготовление лоскутных мелочей по выбору.

4. Творческие проекты (оформление спален). Вводная беседа о проектной деятельности. Формулировка задач. Выполнение творческих проектов по оформлению спален. Консультации. Изготовление: настенных панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д. Защита проектов.  

        5. «Мастерская  Деда Мороза» (коллективная работа по изготовлению подарков к Новому году). Работа с бумагой, тканью.  История, традиции празднования нового года. Материалы и оборудование ТБ при работе с бумагой, ножницами, клеем. Изготовление новогодних открыток, снежинок, игрушек из бумаги. Изготовление игрушек- сувениров из ткани (снеговик, медвежонок, елочка ); из природного материала.                 

      6. Работа с бисером              

      История техники бисероплетения. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.  Простые цепочки «в одну нить», «цветок, соединение лепестков». Разбор и зарисовка схемы (формулы) плетения. Возможные цветовые сочетания. Плетение на проволоке. Техника параллельного, дугового плетения.  Подготовка основы для плоского панно. Общие сведения о композиции. Соединения отдельных деталей, крепление фигур к основе. Оформление работы в рамках. Изготовление панно по темам: цветы («ветка жасмина», «полевой букет», «одуванчик»,);   ягоды («клубника»), насекомые («бабочка», «стрекоза», «пчела»);  сюжетные картинки, цветочные  композиции  по выбору, коллективная работа (деревья).                                                                                           

     7. Вышивка  крестиком. Из истории народной вышивки. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с иглой. Инструменты, материалы, приспособления. Способы закрепления нитки на ткани. «Гобеленовый шов». Техника выполнения вышивки крестом. Вышивка ряда, диагонали. Схемы для вышивания. Вышивание крестом на канве.

  Одноцветные, многоцветные вышивки (по выбору). Оформление работы (открытка, в рамке).

8. Лепка. Солёное тесто. Беседа о народных промыслах. Показ готовых изделий. Основы материаловедения. Соленое тесто-материал для лепки, изготовления сувениров. Подготовка соленого теста к лепке. Основные свойства (понятие вязкости). Практическая работа: приемы лепки, последовательность операций при выполнении простых изделий. Раскатывание. Работа с шаблонами.  Использование  подручных средств (ножницы, чесночница, расческа, пуговица- штамп, вилка и т.д.).  Склеивание, оправка, сушка, роспись. Плоские, объемные изделия. Зверушки Цветы. Деревья. Овощи. Панно «Чаепитие». Панно «Любимая сказка» (сказка по выбору).

9. Вязание крючком. Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Правила  безопасности труда и личной гигиены. Правила и приемы вязания крючком.  Вязание цепочки воздушными петлями. Вязание образцов.

Ленточка для волос, закладка, браслет.

 Вязание столбиков без накида и с накидом. Кромка, петли для подъема. Схематическое изображение узора. Вязание образцов.

Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края. Выполнение уголков. Прихватка.

Свободное творчество Вязание изделий (по выбору): «Коврик», «Цветок», «Прихватка»,  «Футляра для очков, телефона».

        10.Руная роспись тканей. Подготовка ткани к росписи. Горячий батик. Холодный батик. Узелковый батик. Свободная роспись.

Цели программы

Цель программы:  Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через  обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.

Задачи программы:

Обучающие:

обучить основам декоративно-прикладного искусства;

обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий;

Развивающие:

развивать индивидуально - творческие способности обучающихся;

развивать коммуникативные способности.

Воспитательные:

воспитать эстетический вкус, трудолюбие;

воспитать уважительное отношение к труду, формировать духовную культуру и устойчивый интерес к декоративно - прикладному искусству.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы.

К концу обучения данной программы обучающиеся будут

Знать:

·                     знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок;

·                     овладеют  трудовыми и технологическими   знаниями  и  умениями по преобразованию и использованию материалов;

·                     уметь работать с различными видами ткани;

·                     знать основные приемы шитья;

·                     планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия;

·                     самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;

·                     выполнять объёмные поделки;

·                     уметь составлять художественные композиции.

        У детей должно быть развито:

·                     желание самостоятельно что–то создавать, творить;

·                     мелкая моторика рук;

        У детей должно быть воспитано:

·                     трудолюбие,

·                     аккуратность,

·                     умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности;

·                     чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный труд.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы.

-учебный кабинет,  рассчитанный на учебную группу из 15 человек

-парты, стулья

-гладильная доска, утюг

-гипс

-глина

-клей для  бумаги

-набор контура для батика

-комплект оборудования и инструментов для обработки практических умений и навыков

-средство беспроводной сети

-лак акриловый аэрозоль

-набор картона

-ножницы

-набор ткани различной текстуры

-набор бисера

-набор для вышивки

-вязальные крючки