Шахматный кружок

К концу  обучения учащиеся должны

 знать:

·        Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

·        названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

·        шахматные правила FIDE;

·        обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·        ценность шахматных фигур.

·        принципы игры в дебюте;

·        основные тактические приемы;

·        термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

·        некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

·        правила игры в миттельшпиле;

·        основные элементы позиции.

·        правильно разыгрывать дебют;

·        грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

·        проводить элементарно анализ позиции;

·        составлять простейший план игры;

·        находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

·        точно разыгрывать простейшие окончания;

·        пользоваться шахматными часами.

Педагоги

Мусаев Рамзан Русланович

Содержание программы

1.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки  юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не».ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.

Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
3.
Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
4.
     Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.

Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
5.
Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и логических задач  («типа «Какая фигура ценнее?»)
6.
     Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
7.
Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
8.
Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.
9.
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений.

Цели программы

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

o    познакомить с историей шахмат,

o    дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

o    привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

o    научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,

o    научить уважать соперника,

o    развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,

o    ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

 

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 70 часов по 2 часа в неделю. В кружке занимаются дети среднего и старшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.  В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.

Результат программы

К концу  обучения учащиеся должны

 знать:

·        Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

·        названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

·        шахматные правила FIDE;

·        обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·        ценность шахматных фигур.

·        принципы игры в дебюте;

·        основные тактические приемы;

·        термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

·        некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

·        правила игры в миттельшпиле;

·        основные элементы позиции.

·        правильно разыгрывать дебют;

·        грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

·        проводить элементарно анализ позиции;

·        составлять простейший план игры;

·        находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

·        точно разыгрывать простейшие окончания;

·        пользоваться шахматными часами.