«Занимательная математика»

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности. Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества.

Эта программа даёт возможность учащимся на данной ступени обучения познакомиться с множеством интересных вопросов математики, выходящих за пределы школьной программы, расширить границы своего представления о проблеме изучаемой науки. Решение математических задач, которые связаны с мышлением и логикой, только укрепит интерес учеников к познавательной деятельности, и, как следствие, будет способствовать формированию сложных мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию детей. Так же при реализации данной программы значимым фактором является стремление привить обучаемым умения самостоятельно работать, думать, выполнять творческие задачи, а также улучшать умение аргументировать собственное мнение по заданному вопросу. 

Педагоги

Индарбиев Асхаб Нурсолтаевич 

Содержание программы

   Раздел №1 Логические цифры.

Тема 1. Математические игры,ТБ на занятиях занимательной математики. (6 часа).

Теория. Знакомство с задачами «сказочного» содержания, на перебор (с практическим содержанием). Понятие «ребус», «шифр», «перебор».

Практика.Разгадывание ребусов. Составление и расшифровка шифров. Решение задач.

Тема 2. Числовые задачи .

Теория.Задачи на целого и его части. Задачи про цифры. Задачи типа: «Что
больше?», «Сколько же?». Числовые выражения.

Практика. Интерактивная игра. Решение задач.

Тема 3.Задачи на четность 

Теория. Четность и нечетность чисел. Понятие «доказательство».

Практика.  Решение задач на свойства делимости, на доказательство. Брейн -ринг

Тема 4. Логические задачи 
Теория. Логические задачи различного типа.

Практика. Решение различных логических задач (в том числе - геометрического типа, с практическим содержанием). Практическая работа.

Тема 5. Задачи на делимость чисел 

Теория. Использование признаков делимости для решения задач. Простые и составные числа. Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги.
Практика. Проект «Признаки делимости». Игра «Обведи»

    Раздел № 2 Олимпиадные задачи

Тема 6. Геометрия в пространстве 
Теория.Понятияплоскостиипространства.

Практика.Задачи со спичками. Задачи на разрезание и склеивание. Задачи типа: «Как сделать?». Задачи на кубы.

Тема 7. Текстовые задачи 

Теория. Разбор нескольких способов решения задач, поиск наиболее рациональных способов решения.

Практика.Решение различных текстовых задач. Турнир по решению задач «Математическаярегата».

Тема 8. Задачи на переливание 

Теория. Метод перебора.

Практика. Решение задач на переливание различными способами.

Тема 9. Геометрия на клетчатой бумаге 

Теория. Задачи на изображение фигур.

Практика.Разрезание фигур на равные части. Игры с пентамино.

Тема 10.Задачи на взвешивание 
Теория. Использование цепочки задач.

Практика. Нахождение фальшивой монеты. Решение задач на взвешивание.

Раздел № 3 Сложные задачи .

Тема 11. Задачи на совместную работу .

Теория:Задачи на совместную работу, обратные задачи на работу. Задачи про трубы.

Практика: Решение задач на нахождение провиденной работы за единицу времени.

Тема 12.Задачи на закономерности .
Теория. Задачи на теорию вероятности. Выявление закономерностей.

Практика. Решение комбинаторных задач. Решение заданий к конкурсам, олимпиадам. Анализ и разбор заданий. Участие в конкурсах.

Тема 13.Задачи на процентные соотношения .

Теория: Решение задач на проценты разными способами, выявление более легкого способа.

Практика: Решение различных задач на проценты, решение усложненных задач процентных соотношений.

Тема 14. Задачи на нахождение части целого и целого по его части

Теория: Задачи на части, задачи на нахождение целого.

Практика:Решение задач на части, Нахождение части целого.  

Тема 15.Старинные задачи 

Теория.Старинные меры веса и длины.

Практика. Решение старинных задач. Проект.

Тема 16. Задачи на инвариант .
Теория. Задачи на поиск характеристики объекта, которая не меняется при выполнении действий, указанных в задаче (инвариант объекта).

Практика.Решениеинвариантныхзадач. Шахматный (шашечный) турнир.

   Раздел №4 Решение нестандартных задач (24ч).

Тема 17. Круги Эйлера 

Теория. Использование кругов Эйлера для наглядного изображения задач.

Практика. Задачи на тему «круги Эйлера».

Тема 18. Задачи, решаемые с конца 

Теория. Нестандартные задачи на движение. Задачи, решаемые по принципу «в худшем случае».

Практика. Решение задач на движение. Малая олимпиада

Тема 19. Логическая задачи на уравнения.

Теория: Разбор логических задач, разбор задач на уравнение.

Практика: Решение различных степени уровня задач на уравнение, решение логических задач.

Тема20. Цепочки задач .

Теория. Цепочки задач (метод решения предыдущей, является полезным для следующей).

Практика. Решение задач, представляющих смесь задач разного типа.

Тема21. Задачи-шутки .

Теория. Решение задач, которые не требуют определенных знаний, но требуют внимательного чтения условия.

Практика. Игра «Вертушка» Решение задач на сообразительность, занимательных задач.

Тема 22. Итоговые занятия. 2ч.

Подведение итогов и анализ работы за учебный год. Итоговое тестирование.

 

Цели программы

формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений.

Результат программы

Предметные:
Учащиеся научатся:
1. Работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;
2. Выполнять арифметические преобразования, применять их для решения
математических задач;
3. Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях

при решении практических задач;

4. Находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;

5. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;

Метапредметные результаты:
-Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
-Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи исследовательского характера;
-Выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
-Выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их
проверки.

-Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-Взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
-Формулировать и удерживать учебную задачу;
-Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:
1. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2. Умение контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
3. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;

 

Материально-техническая база

Имеется кабинет в МБОУ «Шелковская СОШ 1».

·     компьютер (ноутбук);

·     дидактические игры;

·     цветные карандаши;

·     файлы;

·     писчая бумага (для дидактического материала по темам)