Экологический мониторинг

1.2. Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная программа «Экологический мониторинг» имеет естественно научную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Программа представляет собой инструмент введения ребенка в мир экологии, растений и животных на основе исследований.

1.3. Актуальность данной программы заключается в том, чтобы дети и подростки не бездумно смотрели на природу, а видели и понимали природные явления и связь между ними; могли объяснить, почему происходит изменение внешнего вида и образа жизни животных и растений в разное время года; могли ответить на вопросы, где живут и чем питаются основные виды птиц, зверей, насекомых, рыб, умели отличать деревья от кустарников, различать хвойные и лиственные деревья.

 

1.4. Отличительные особенности программы.

Связь человека с природой начинается с раннего детства. Став взрослым, мы очень часто вспоминаем детские годы. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Природа оставляет глубокий след в душе человека, своим многообразием воздействует на наши чувства, вызывая удивление, восхищение и желание узнать тайны окружающего мира.  

Но в сегодняшней, окружающей нас действительности, существует такой факт, как падение детского интереса к таким наукам как биология и экология.

 Как привить интерес обучающихся к этим наукам?

Думаем, что это возможно лишь через непосредственное вовлечение детей и подростков к изучению тайн природы родного края, в научно-исследовательскую деятельность, способную раскрыть суть экологических взаимосвязей между человеком и окружающей средой.

На сегодняшний день существует множество различных программ дополнительного образования, позволяющих изучать природу родного края. Но, к нашему сожалению, не все программы адаптированы к их реализации в нашей сельской местности. Поэтому мы решили создать рабочую программу, реализация которой будет происходить на основе анализа природных компонентов, имеющихся в нашем селе.

 

Педагоги

Ахмадова Марха Аббасовна

Содержание программы

Природа нашей местности 
8 часов

 
4
4
Собеседование, опрос, наблюдение
Наша экологическая тропа 

 
 8 часов
4
4
Смотр ЗУН,  Наблюдение
Воздушная оболочка нашей местности 

 
10 часов
5
5
Наблюдение, собеседование, тестирование
Лесные богатства села 

 
8 часов
4
4
Наблюдение, собеседование,
Радиационное загрязнение окружающей среды 

 
8 часов
4
4
Собеседование, опрос,  тестирование.

Викторина и т д
Агроклиматические ресурсы села

 
  8 часов
4
4
Тестирование

Наблюдение

Викторина
Водные ресурсы села 

 
10 часов
5
5
Собеседование, опрос,  тестирование.
Антропогенное влияние на природу села   

 
12 часов
6
6
Наблюдение, тестирование.
Итого
72
36
36
 

Цели программы

Цель программы заключается в передаче комплекса знаний, умений и навыков о природе родного края. 

Результат программы

. Планируемые результаты освоения программы

 

Обучающиеся должны знать: природу родного села, (флору, фауну, агроклиматические ресурсы, важнейшие экосистемы, охраняемые территории и объекты); антропогенное влияние на природу, приемы рационального природопользования, методики.

Обучащиеся должны уметь:

1) проводить мониторинг, анализировать и систематизировать полученные данные, давать оценку состояния окружающей среды, прогнозировать;

1.      работать с определителем, вести дневники наблюдений, обрабатывать
собранные материалы для написания творческих работ, рефератов, экопроектов;

2.      пропагандировать полученные знания, готовить доклады на открытые
заседания, выступать на экологических конференциях, организовывать и проводить массовые мероприятия с младшими школьниками.

     

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы.

Материально-техническое обеспечение программы:

- Для проведения занятий по программе используется помещение: оборудованный учебный кабинет, рассчитанный на 15 чел., парты, стулья из расчета на каждого учащегося.

 Портативный рН-метр

Набор для исследования свойств света, воздуха, почвы

Микроскоп

Набор для исследования

Лаборатория для исследования газов

Лаборатория для физико-химического анализа воды

Набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации

Лаборатория для биологического анализа воды

Цифровой датчик электрохимического потенциала

Цифровой датчик нитрат-ионов

Цифровой датчик хлорид-ионов

Цифровой датчик ионов кальция

Цифровой датчик объема жидкого реагента или счетчик капель

Цифровой датчик оптической плотности тип 1

Цифровой датчик оптической плотности тип 2

Цифровой датчик оптической плотности тип 3

Цифровой датчик оптической плотности тип 4

Цифровой датчик турбидиметр (мутномер)

Глюкометр

Набор посуды и принадлежностей для проведения демонстрационных опытов

Весы лабораторные электронные

Гигрометр

Комплект цифрового оборудования

Учебный тренажер агронома

Программа может быть реализована одним или несколькими педагогами дополнительного образования, имеющим образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися.