Младшая сестра милосердия

Актуальность данной программы определяется увеличением спроса на медицинские услуги, на фоне возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Комплекс политических, социально-экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Уход за больными – важнейшая часть лечения и реабилитации в системе здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи по уходу за больными. Разнообразие функций, которые выполняет младшая сестра милосердия, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения. Уход за больными – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике младшей сестрой милосердия своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.

Педагоги

Абубакарова Халимат Саид-Ахмедовна

Содержание программы

1 год обучения

Основы рыночной экономики и предпринимательства

Общепрофессиональный курс. Культура общения и профессиональная тактика. Охрана труда и пожарная безопасность.


Раздел анатомии и физиологии. Анатомия и физиологии человека. Клетки и ткани. Кости и ее соединения. Мышечная система. Нервная система. Органы чувств. Кожа и ее производные.
Сердечно – сосудистая система. Железы внутренней секреции. Дыхательная система. Мочевая система. Обмен веществ и энергии Контрольная работа

Специальный курс. История сестринского дела. Этика и деонтология. Общий уход за больными. Уровень обработки рук м/с на рабочем месте. Профилактика внутрибольничной инфекции. Виды медицинских документаций.
Термометрия. Правила измерения температуры тела и оказания помощи лихорадящим больным.
Измерения АД РS, Правила оказания первой доврачебной помощи при повышенном или пониженном АД РS.
Виды инъекции. Пути введения лекарственных средств.
Парентеральный путь введения лекарственных средств. Техника подготовки к инъекции п/к, в/к.
Внутривенно капельное вливание в/в, в/м.
Возможные осложнения при инъекциях.
Правила оказания помощи постельным больным
Смена нательного и постельного белья. Профилактика пролежней.
Физиотерапия.
Правила оказания помощи при кровотечении. Десмургия
Правила оказания помощи при обмороке, тепловом и солнечном ударе.
Органы пищеварения. Оказание помощи при заболеваниях органов ЖКТ
Симптомы клинической смерти, оказание первой медицинской помощи.


Всего 144 часов

2 год обучения


Специальный раздел

Организация рабочего места младшей сестры милосердия Лечебно-охранительный режим.

Санитарно-гигиеническая уборка помещения, оборудования, инвентаря.

Дезинфекция и стерилизация.

Оказание доврачебной помощь при приступе удушья.
Сердечно-легочная реанимация вне лечебных учреждениях

Правила безопасного труда, электробезопасности.

Органы кровообращения Сестринское вмешательство при болях в сердце.

Подкожные и внутримышечные инъекции. Введение масленых растворов
Сердечно-легочная реанимация в лечебных учреждениях.

Оказание помощи при сердечном приступе

Уход при заболеваниях органов пищеварения.

Техника ведения внутривенного капельного вливания( на фантомах)

Оказание доврачебной медицинской помощи при носовом кровотечении

Органы дыхания, их строения.

Подача пузыря со льдом, применение холодных примочек показания, противопоказания.

Уход при заболеваниях органов дыхания.Термометрия.

Гигиенические навыки по уходу за больным. Личная гигиена.

Оказание помощи при наружном кровотечении.

Наложение кровеостанавливающего жгута, повязок, шин.

Обработка ран при кровотечениях.

Понятие об асептике, антисептике

Пред стерилизационная обработка медицинского инструментария, предметов ухода за больными.

Стерилизация медицинского инструментария.

Стерилизация предметов ухода за больными, посуды.

Приготовление дезинфицирующих растворов.

Правила охраны труда при работе с дезинфицирующими средствами.

Формирование умений и навыков санитарно-гигиенической уборки помещений.

Формирование умений и навыков обработки медицинских инструментов.

Роль проветривания и влажной уборки палат в обеспечении чистоты палат. Проведение текущей и генеральной уборки в ЛПУ

Определение пульса, его подсчет на лучевой артерии.

Техника измерения АД.

Доврачебная помощь при повышенном давлении.

Контрольная работа по теме «Артериальное давление».

Правила ухода за глазами, волосами, ушами и мытьё ног в постели больного.


Профилактика пролежней. Смена нательного и постельного белья.

Доврачебная помощь при закрытых и открытых переломах костей.

Понятие о лечебном питании больных.

Кормление и подача питья тяжелобольным.

Хранение лекарственных средств

Порядок раздачи лекарств больным.

Контрольная работа по теме «Личная гигиена пациента».

Гигиенический душ, гигиеническая ванна.

Особенности сестринского ухода за инфекционными больными.

Клизмы, показания противопоказания

Оказание доврачебной медицинской помощи при носовом кровотечении.

Оказание помощи при анафилактическом шоке.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Самостоятельное выполнение работ младшей сестры милосердия.

Заболевания и особенности ухода и наблюдения в пожилом возрасте

Всего 216 часов

Цели программы

Профессиональное ориентирование и формирование компетенций по профессии «младшая сестра милосердия».

Результат программы

В результате изучения технологии учащегося должен

Знать/понимать:

отрасли современного производства и сферы услуг в медицинском обслуживании; творческие методы решения технологических задач; назначение и структура маркетинговой деятельности в медицинском обслуживании;

основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда младше медицинской сестры;

источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь:

находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности; планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда; находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:

повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования различных источников информации при выборе товаров и услуг, при трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составления резюме при трудоустройстве.

Особые условия проведения

К завершению курса у каждого учащегося должен сформироваться ряд ключевых компетентностей:

креативная компетентность (исследовать, анализировать, формулировать выводы, представление и защита проекта и т.д.)

конструктивная компетентность (планировать свою деятельность, представлять результаты своего труда, прогнозировать и учитывать влияние последствий принятых решений, логически излагать свою позицию и прочие)

коммуникативная компетентность (умение работать в группе, вести дискуссию, уважительное отношение к товарищам и др.)

информационная компетентность (самостоятельно искать, отбирать, преобразовывать необходимую информацию и т. д).

гностическая компетентность (самопознание, самоанализ, рефлексия, потребность в самосовершенствовании и самореализации)

специальная компетентность (подготовленность к самостоятельному, творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке себя и результатов своего труда)

социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества)

Материально-техническая база

 

- помещение: учебный кабинет, рассчитанный на учебную группу от 15 чел, парты, стулья из расчета на каждого учащегося.

- медицинский инструментарий (пинцеты, шприцы, вата, корнцанг, фантомы, кушетка медицинская, ширма, наглядный материал, стерилизаторы, биксы)

- оборудование: ПК с возможностью выхода в Интернет, проектор, экран.