Шахматы

Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Педагоги

Махмудов Акраман Айтмерзанович

Содержание программы

 
 
Шахматные дебюты
 
 
 
Шахматные партии
 
 
 
Виды защиты
 
 
 
Атака с разных полей
 
1
1 неделя
Повторение
 
2
2 неделя
Разбор дебютов

 

 
 
3
3 неделя
Разбор дебютов

 
 
4
4 неделя
Три правила дебюта
 
5
5 неделя
Нападение и защита. Размен.
 
6
6 неделя
«Силовые» методы в шахматах.
 
7
7 неделя
Основные цели дебюта
 
8

 

 

 
8 неделя

 

 

 
Как разыграть дебют
 
9
9 неделя
Дебютные ловушки
 
2 четверть
 
 
Шахматные партии
 
 
 
Виды защиты
 
 
 
Атака с разных полей
 
10
10 неделя
Стратегические цели
 
11
11 неделя
Направленная борьба за центр
 
12
12 неделя
Классификация дебютов
 
13
13 неделя
Игровая практика
 
14
14 неделя
Дебют четырёх коней

 
 
15
15 неделя
Шотландская партия.

 
 
16
16 неделя
Защита Каро-Канн

 
 
3 четверть
 
 
Шахматные партии
 
 
 
Виды защиты
 
17
17 неделя
Ферзевой гамбит.

 
 
18
18 неделя
Активность – важнейший принцип игры шахмат.

 
 
19
19 неделя
Развитие фигур

 
 
20
20 неделя
Владение открытыми линиями

 
 
21
21 неделя
Ослабление позиции короля

 
 
22
22 неделя
Французская защита
 
23
23 неделя
Скандинавская защита
 
24
24 неделя
Славянская защита
 
25
25 неделя
Защита Алехина
 
26
26 неделя
Защита Бенони
 
27
27 неделя
Как не надо и как надо атаковать короля.

 
 
4 четверть
 
 
Соревнования
 
 
 
Шахматные партии
 
 
 
Виды защиты
 
 
 
Атака с разных полей
 
28
28 неделя
Атака на слабый пункт f7 f2.

 
 
29
29 неделя
Атака на не рокированного короля

 
 
30
30 неделя
Не рокируй под атаку

 
 
31
31 неделя
Атака при односторонних рокировках.

 
 
32
32 неделя
Расположение пешек после рокировки

 
 
33
33 неделя
Фигурная атака.

 
 
34
34 неделя
Атака по слабым полям.

 
 
35
35 неделя
Соревнования среди обучающихся
 
36
36 неделя
Соревнования среди обучающихся
 

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

Предметные результаты

- Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.

- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

- Сформировать умение ставить мат с разных позиций.

- Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.

- Сформировать умение записывать шахматную партию.

- Сформировать умение проводить комбинации.

- Развивать восприятие, внимание, воображение.

Личностные результаты

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,

-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

- соотнесение целей с возможностями;

- определение временных рамок;

- определение шагов решения задачи;

- видение итогового результата;

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД

- умение задавать вопросы;

- умение получать помощь;

- умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами;

- умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

-  умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);

- способность принять другую точку зрения, отличную от своей;

- способность работать в команде;

- выслушивание собеседника и ведение диалога.

Особые условия проведения

программа составлена для учащихся 8-11 классов (возраст -12-17 лет)

Материально-техническая база

- шахматные доски с набором шахматных фигур (из расчета 1 доска с фигурами на двоих учащихся)

- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур 1 штука

-  шахматные часы (из расчета 1 комплект на двоих учащихся) шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек».