«Пойдем в поход»

Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма таким обра­зом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-вос­питательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действитель­ностью - окружающей природной и социальной средой.

Педагоги

Цукаева Марха Шамильевна

Содержание программы

Введение.

Теория. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека и для государства. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Тема. Организация туристского похода.

Организация туристского путешествия.

Теория. Цели и задачи похода. Комплектование группы, распределение обязанностей. Разработка маршрута, подготовка снаряжения.

Туристско-бытовые навыки юного туриста.

Теория.Организация биваков и охрана природы. Установка палатки. Узлы. Костры и очаги. Сборка рюкзака.

Практика. Планирование и организация бивака на местности во время туристской прогулки. Установка, снятие и упаковки палатки (на пришко­льной площадке или в парке).

Туристское снаряжение. Оборудование для краеведческой работы.

Теория.Необходимое групповое и личное снаряжение. Виды рюкзаков и палаток. Комплектование ремонтного набора.

Практика. Установка палаток, устройство очага. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения. Самостоятельное изготовление и усовершенствование очага, кольев и колышков для палаток, крючков для подвешивания посуды, приспособлений для сушки обуви и одежды и др. Упаковка снаряжения и укладка рюкзака.

Правила санитарии и гигиены. Первая (доврачебная) помощь в походе.

Теория.Общие гигиенические требования в походе. Требования к одежде и обуви. Приёмы самоконтроля. Первая доврачебная помощь в походах.

Практика. Оказание первой доврачебной помощи и переноска пострадавшего.  Изготовление носилок из подручных материалов.  Комплектование походной аптечки.  Закрепление материала творческими играми и заданиями

Основы краеведения.

Теория. Природа родного края. Растительный и животный мир.   Материальная и духовная художественная культура вайнахов.

Наш край. Географическое положение. Рельеф. Климат. Административное деление края.

Питание в походе.

Теория. Питание в туристском походе. Закупка, фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.

Практика. Составление меню и списка продуктов для однодневного похода.  Приготовление пищи на костре.

Итоговое занятие. Поход выходного дня.  Составление электронного отчета о походе, паспорта маршрута.

 

Цели программы

Цель программы: развитие системы знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения.

Задачи:

обучающие:

- обучить основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с туристским снаряжением;

- обучить основам туристкой подготовки, организации однодневного похода.

Развивающие:

- создать условия для развития мотивации личности к активной жизненной позиции;

- укрепить здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность и любознательность;

- создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся;

- формировать навыки туристкой техники, выживания в природной среде.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию мировоззрения и развитию навыков грамотного поведения в природе;

- формировать жизненную самостоятельность и волевые качества;

 - формировать гуманное отношения к окружающей среде; 

- выработать организационные навыки, умение вести себя в коллективе. 

 

Результат программы

Предметные результаты.

Обучающиеся знают:

- что такое детский туризм,  виды туризма;- требования техники безопасности в походе;- общие подходы к организации и проведению походов;-  перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;                                            - виды костров и их применение;- природные особенности родного края; Обучающиеся умеют:                                                                                                                   - одеваться, обуваться и снаряжаться для похода, укладывать рюкзак; - разжигать костер, готовить пищу на костре, оказывать первую доврачебную помощи;- составлять меню для однодневного похода; - составлять маршрут похода, его протяженность с учетом предполагаемых естественных препятствий;

Метапредметные результаты.

У обучающихся сформированы:

- умения самостоятельно определять цели своего обучения.

-умения самостоятельно планировать пути достижения целей

Обучающиеся умеют:- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность;

- работать в группе, учитывать мнения товарищей, отличные от собственных;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты.У обучающихся сформированы:    - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение ксверстникам, бесконфликтное поведение;- чувства трудолюбия, дружелюбия и коллективизма;- ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение: спортивный зал, школьный двор, учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий, туристский инвентарь   и тд.

Учебно-наглядные пособия:

-       Схемы.

-       Рисунки.

-       Топографические карты.

-       Условные знаки топографических карт.

-       Учебные плакаты «Туристские узлы».

-       Маршрутные листы.

-       Слайды.

2.  Материально - технические средства:

-       Палатки туристские.

-       Рюкзаки.

-       Секундомер.

-       Компас.

-       Аптечка медицинская.

-       Веревка основная.

-       Система страховочная.

-       Карабины туристские.

-       Карандаши цветные, чертежные.

-       ТСО.