Страна летних затей

Программа рассчитана для учащихся в возрасте 10-13 лет.
Цель: Развитие личности ребенка, его экологической культуры на основе овладения первоначальными знаниями, умениями и навыками в области овощеводства. В ходе реализации программы решаются следующие задачи: 1. Научить учащихся ориентироваться в разнообразии овощных растений, свободно использовать полученные знания о биологических особенностях овощей на собственных приусадебных и садовых участках.
2. Развить навыки самостоятельной работы, наблюдательности и творческих способностей обучающихся при выполнении практических и лабораторных работ. Данная программа в простой и доступной форме излагает основы овощеводства.

Педагоги

Расуева Тоита Вахаевна

Содержание программы

1. Вводная часть.
- Организационное занятие.
- Экскурсия по УОУ, огород, цветник.
- Техника безопасности при работе на УОУ и на занятиях объединения.

2. Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы.
-Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые;
- Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека;
- Почва - источник минеральной пищи для растений;
- Влияние удобрений на повышение урожайности растений;
- Агротехника выгонки лука на перо.
- Сбор и засушивание растений (гербария). Экскурсия.
Практические работы: определение состава почв, зарисовка образцов почвенных разрезов, распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду, наблюдение за растворимостью минеральных удобрений в воде, посадка лука на перо, уход за петрушкой.

3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
- Сортовое разнообразие овощных культур;
- Полевые культуры;
- «Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных»;
- Выбор овощной культуры для дальнейшего более подробного исследования;
Практические работы: работа с литературой, работа над проектом, работа на УОУ.
- Знакомство с семенами овощей свеклы, моркови, капусты;
- Распознавание семян; особенности строения семян;
- Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян;
- Условия хранения семян;
- Подготовка и посадка семян.
Практические работы: распознавание семян овощных культур, изготовление наглядного пособия «Строение семени», подготовка семян к посеву, посадка семян, наблюдение и запись в тетрадь.
5. Сорные растения, вредители и болезни овощных культур.
- Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид;
- Способы размножения сорняков;
- Меры борьбы с сорными растениями;
- Наиболее распространенные вредители и болезни овощных культур;
- Методы борьбы с вредителями и болезнями овощных культур;
Практические работы: ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам, работа с определителями и другой справочной литературой, ознакомление с вредителями и основными болезнями огородных растений, работа с тетрадью. Проектная работа

6. Кладовая здоровья.
- Что такое лекарственные растения?
- Как искать, собирать и хранить лекарственные растения?
- Лечебные свойства овощных растений и их использование. Проектная работа.
- Итоговое занятие объединения. Защита работы.

Цели программы

Цель программы: – расширить ботанические знания обучающихся, развивать практические умения и навыки при проведении лабораторных опытов, практических работ, экскурсий.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты освоения программы
будут знать:
- правила техники безопасности при работе с инвентарем.
- способы размножения растений;
- основные явления, происходящие в жизни растений;
- условия, необходимые для прорастания семян;
- значение некоторых растений для человека;
- необходимость бережного отношения к природе.

Метапредметные результаты
будут уметь:
- подготавливать почву под посадку растений;
- самостоятельно работать с определителями растений, различной литературой по определенной тематике;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- реализация установок трудового образа жизни;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.

Материально-техническая база

Занятия проводятся на базе общеобразовательного учреждения, где
имеются учебно-опытный участок. Материальное обеспечение предполагает
наличие учебного кабинета, соответствующего санитарно-гигиеническим и
противопожарным требованиям для занятий с учащимися (с
рабочими столами, стульями, доской); оборудования для проведения
сельскохозяйственных работ.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- Живые объекты – растения.
-Теплица, опытные участки.
- Горшки, земля, дренаж, садовые инструменты;
-Лабораторное оборудование: микроскоп, лупы, пробирки, стёкла предметные и покровные;
- Наглядные пособия;
- Иллюстративный материал, посвящённый растениям (гербарий, таблицы); наборы муляжей: плоды, овощи.
- Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).
- Информационный материал к темам программы.