«Я ПОЗНАЮ МИР»

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.

     Программа объединения  «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение обучающимися необходимых знаний, ответить на вопросы ребят и удовлетворить любопытство обучающихся, в свободном общении формировать у них интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру.  Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребенка средствами курса окружающего мира.

  Отличительные  особенности программы. Образовательная программа  «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим обучающимся оценить свои успехи.

      Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования и науки РФ. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний обучающихся, их доступность.

       В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

       Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Педагоги

1.Гандаева Айша Булатовна

2.Эсамбаева Карина Изновровна

3.Асхабова Айдима Хусейновна

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.  Вопрос  - ответ о том, как все понимают, что такое лето.   Инструктаж по ТБ.

Тема 2.  Времена года. Приметы лета.  Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

Тема 3.  Значение общения в жизни человека и в семье. Стиль общения в каждой семье. Мини – экскурс по семье. Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны».

Тема 4.  Зависимость человека от природы. В чем проявляется сейчас и тогда? Мини – экскурс по природе. Три состояния воды. Твердое, жидкое, газообразное. Как определить, признаки.

Тема 5. Сходство растений и животных. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.

 Тема 6. Мини – проект «Живые обитатели планеты – домашние, дикие, водные животные».

Тема 7.  Виртуальный экскурс «Правильное воспитание залог чистоты ума и духа». Экскурсия по территории школы.

Тема 8. Мир живой и неживой природы. Презентация «Различие, виды животного и природного мира». Где живут белые медведи и слоны? 

Тема 9. Жизнь в горах. Как рождаются горы? Знаменитые горы.

Тема 10.  Моря и острова Обитатели морей. Великий круговорот жизни.

Тема 11.  Презентация на тему «Моя Родина». Мини – проект «Горы – Кавказа».

Тема 12.  Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

Тема 13. Как стать личностью? Эмоции и чувства. Как настроение? Почему возникают конфликты?

Тема 14. Наше питание. О дыхании и вреде курения. Органы чувств человека.

Тема 15. Пути духовных исканий. Что такое деньги? Почему разные страны помогают друг другу?

Тема 16. Проект «Моё человечество».

Тема 17. Выставка работ «Дети разных народов».

Тема 18. Игра «угадай валюту по стране».

Тема 19. Викторина  «Лучшие всех времен».

Тема 20. Мини – проект «Кем я себя вижу».

Тема 21. Итоговая выставка  - работ, защита проекта.

Цели программы

Расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции обучающихся по отношению к природе.

Результат программы

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в учебном материале;

-  принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-  самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

-  осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством педагога;

-  вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с педагогом;

-  в сотрудничестве с педагогом, находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-  на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с педагогом;

-  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Предметные результаты:

-     интерес к познанию мира природы;

-     потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-     преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Обучающийся будет знать:

-     называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

-     называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

-     называть основные особенности каждого времени года;

-     перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

-     объяснять, как люди помогают друг другу жить;

-     оценивать правильность поведения людей в природе;

-     оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающийся будет уметь:

-     наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни;

-     выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;

-     моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях;

-     уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям своего народа;

-     доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Личностные результаты освоения программы:

У обучающихся будут сформированы:

-     коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,  взрослыми;

-     способность к личностному самоопределению в выборе будущей профессии;

         Результаты воспитания:

     У обучающихся будут сформированы:

-     развитие морально-этического сознания;

-     овладение начальными формами исследовательской деятельности;

-     опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

-     опыт социальной и межкультурной коммуникации;

-     формирование коммуникативных навыков;

-     анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-     рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Особые условия проведения

Не имеется

Материально-техническая база

   Материально-техническое обеспечение программы:

- помещение: учебный кабинет, рассчитанный на учебную группу от 15 чел, парты, стулья из расчета на каждого обучающегося.

- оборудование: ПК с возможностью выхода в Интернет, проектор, экран и пр.