«ЭКОЛЯТА»

Актуальность программы. Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.

   Формирование новой для человечества экологической культуры – трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведения планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности за «экологическую» судьбу своего села, города района, страны и всей биосферы.

Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения населения нельзя решить данную проблему. Базовыми в данной системе непрерывного экологического просвещения должны стать дошкольные и школьные учреждения, в которых закладывается мировоззрение и культура поведения подрастающего поколения, т.е. будущих творцов жизни. Именно школьным учреждениям отводится решающая роль в деле формирования общечеловеческой культуры, так как главная цель их деятельности – воспитание полезного для общества человека, разумно сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на сохранение благоприятной жизни окружающей среды для себя и будущих поколений.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Следует отметить, что формирование экологической культуры младших школьников происходит в едином сочетании перечисленных выше направлений. Так, например, при изучении, какого – либо объекта природы или явления, мы не только формируем знания обучающего, но и пробуждаем проявление положительных эмоций, качеств личности (сострадания, милосердия, эмпатии и др.); побуждаем ребёнка к практическим действиям, приносящим пользу природе и т.д.

  Отличительная особенность программы. При составлении программы работы объединения преследовалась цель непрерывного школьного экологического образования – формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу родной природы. Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

     Отличительной особенностью является оригинальность, увлекательность и жизненная важность сообщаемых экологических знаний также способствуют повышению личной заинтересованности учащихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровлении экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у учащихся активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и экологическом мировоззрении. 

Педагоги

1.Дудаева Амнат Ахмедовна

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Природа вокруг нас. Письма – сочинения «На всей земле нет краше уголка, где я родился». Инструктаж по ТБ.

Тема 2. Путешествие по экологической тропинке. Экскурсия – квест «Удивительное - рядом».

Тема 3.  Экология и жизнь. Викторина «Что растет в моем краю».

Тема 4. Экомониторинг. КВН «Что мы знаем о растениях».

Тема 5. Составление правил поведения в природе, изготовление экологических знаков. Операция «Домик для птиц».

Тема 6. Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!»

Тема 7. Игра-конкурс «Четвероногие друзья».

Тема 8. Что где растет? Кто где живет? В пещерах, дуплах и берлогах.

Тема 9. Охранять и защищать. Создаем Красную книгу своего района.

Тема 10. КВН  «Кто как проводит лето».

Тема 11. Экологическая игра «Где, что зреет»

Тема 12. Викторина «Краса Земли родной – цветы».

Тема 13. Памятники природы Чеченской Республики.

Тема 14. Беседа Озеро - памятник природы Казеной - Ам.

Тема 15. Экологическая игра «Пестрый мир насекомых».

Тема 16. Операция «Зеленый дом».

Тема 17. . Игра «Лес – наш зеленый друг».

Тема 18. Мастер – класс по  изготовлению макета «Муравейник»

Тема 19. Эстафета. Защитим природу от мусора.

Тема 20. Создаем стенгазету «Эколята – дружные ребята».

Тема 21. Итоговое занятие. Игра – соревнование.

Цели программы

формирование экологической культуры младших школьников, вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся.

Результат программы

Изучив данную программу, обучающиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды республики, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений на своей малой Родине, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.

К концу обучения должны знать:

-красно книжных представителей растительного и животного мира Чеченской республики, встречающихся в окрестностях Курчалоевского района;

-основные правила поведения в природе;

-основные среды жизни, приспособленность живых организмов к различным средам жизни;

Должны уметь:

-проводить фенологические наблюдения;

-проводить простейшие исследования в природе;

-проводить определение различных видов животных и растений;

-проводить наблюдения за приспособленностью живых организмов к определенной среде обитания;

 -ставить простейшие опыты и делать выводы.

Особые условия проведения

Не имеется.

Материально-техническая база

- компьютер;

-мультимедиа проектор;

- другие ТСО;

- методические разработки;

- литература, методические пособия;

- объекты живой и неживой природы.