Основы НТМ

Программа направлена на формирование у детей первичных знаний и навыков, необходимых для освоения первичных знания по начальному техническому моделированию.

Актуальность программы заключается в том, что начальное техническое моделирование является первой ступенью в подготовке детей в области технического моделирования. При использовании данной программы у обучающихся можно развить интерес к техническому моделированию, образное и логическое мышление, привить навыки работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда, воспитать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление.

Педагоги

Магамадова Асет Вахаевна

Улиева Зара Тагировна

Асаева Петимат Вахаевна

Содержание программы

Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав группы 10-15 человек.
Режим занятий: занятия проводятся 5 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий-45 минут, перерыв 10 минут.
Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической части, причём большее количество времени занимает практическая часть.

Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план

№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
Форма контроля


Всего
Теория
Практика

1.
Раздел 1.Основы конструирования и моделирования.
4
2
2


Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с режущими и колющими предметами.
2
2
-
Опрос

Тема 1.2. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.
2
1
1
Опрос
2.


Раздел 2. Плоскостные композиции из бумаги.
6
3
3


Тема 2.1. Аппликация. Знакомство с техникой. Подготовка к практической работе.
2
1
1
Опрос, наблюдение

Тема 2.2. Аппликация из цветной бумаги «Кокцинеллид».
2
1
1
Текущий контроль

Тема 2.3. 3Д открытки. Знакомство с техникой. Подготовка к практической работе.
2
1
1
Опрос, наблюдение
4.
Раздел 3. Постройка моделей.
4
2
2


Тема 3.1. Объемное изделие из картона «Домик».
2
1
1
Опрос, наблюдение

Тема 3.2. Объемное изделие из картона «Дерево».
2
1
1
Текущий контроль
5.
Раздел 4. Бумагопластика.
6
4
2


Тема 4.1. Объемные изделия из упаковочных коробок «Подарок».
2
1
1
Текущий контроль

Тема 4.2. Занятие на свободную тему «Моя любимая поделка».
2
1
1
Проверка навыков

Тема 4.3. Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы.
2
2
-
Выставка

ИТОГО:
20
12
8


2.2. Содержание учебно-тематического плана программы
Раздел 1.Основы конструирования и моделирования.
Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с режущими и колющими предметами.
На занятие преподаватель рассказывает о планах работы в учебном году. Проводит инструктаж по технике безопасности на занятиях, по правилам противопожарной безопасности, напоминает учащимся об основных правилах поведения.
Тема 1.2. История появления бумаги. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.
Теория: Краткая история появления бумаги и разновидность бумаги.
Тема 1.3. Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом.
Теория: Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы.
Практика: Начертить круг, квадрат, треугольник, прямую линию.
Раздел 2. Плоскостные композиции из бумаги.
Тема 2.1. Аппликация. Знакомство с техникой. Подготовка к практической работе.
Теория: Знакомство с техникой аппликация.
Практика: Вырезание разных фигурок из бумаги.
Тема 2.2. Аппликация из цветной бумаги «Кокцинеллид».
Теория: Объяснение темы, подготовка к практической работе.
Практика: Выполнение работы по теме.
Тема 2.3. 3Д открытки. Знакомство с техникой. Подготовка к практической работе.
Теория: Объяснение новой темы.
Практика: Подготовка к практической работе.
Раздел 3. Постройка моделей.
Тема 3.1. Объемное изделие из картона «Домик».
Теория: Беседа по теме. Подготовка к практической работе.
Практика: Постройка домика из картона.
Тема 3.2. Объемное изделие из картона «Дерево».
Теория: Объяснение темы. Подготовка к практической работе.
Практика: Сборка каркаса дерева.
Раздел 4. Бумагопластика.
Тема 4.1. Объемные изделия из упаковочных коробок «Подарок».
Теория: Беседа по теме. Подготовка материала.
Практика: Изготовление поделки «Подарок».
Теория: Объявление темы. Подготовка к практической работе.
Практика: Изготовление любимых поделок.
Тема 4.2. Занятие на свободную тему «Моя любимая поделка».
Теория: Объявление темы. Подготовка к практической работе.
Практика: Изготовление любимых поделок. Теория: Тест.
Тема 4.3. Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы.

 

Цели программы

Цель программы.
Цель программы -формирование у обучающихся начальных технических знаний в области технического моделирования.
Задачи:
Обучающие:
-создание условий для усвоения обучающимся практических навыков работы с материалами;
- обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;
- сформировать умение планировать свою работу;
- обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.
Воспитательные:
-воспитывать гражданские качества личности, патриотизм;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
-формировать потребность в самоорганизации: аккуратность, трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
-развивать логическое и техническое мышление обучающихся;
-развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
-развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-развивать мелкую моторику, координации «глаз-рука»;
-развивать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы.
По окончании курса обучения обучающиеся
будут знать:
-основные свойства материалов для моделирования;
-простейшие правила организации рабочего места;
-принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;
-названия основных деталей и частей техники.
будут уметь:
-самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;
-выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;
-работать простейшими ручным инструментом;
-окрашивать детали модели и модель кистью;
-разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
-самостоятельно изготовить модель от начала до конца.
Личностные результаты освоения программы.
Результаты развития обучающихся.
У обучающихся будут сформированы:
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
-способность к личностному самоопределению в выборе будущей профессии.
Результаты воспитания:
У обучающихся будут сформированы:
-устойчивый познавательный интерес к конструированию;
-ориентация на достижение успеха;
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-любовь и уважение к труду.

Особые условия проведения

Данная программа разработана, на основании программы «Начальное техническое моделирование (бумагопластика)» автор, Игнатьева Елена Николаевна, г. Москва 2015 год. Особенности данной программы является нацеленность на конечный результат, обучающийся создает не просто внешнюю модель, но продолжение замысла дорисовывая в своем воображении его возможности.
К основным отличительным особенностям настоящей программы можно отнести следующие пункты:
- реализация в краткосрочный период;
- кейсовая система обучения;
- игропрактика;
- среда для развития разных ролей в команде;
- направленность на развитие системного мышления;
- сообщество практиков (возможность общаться с детьми из других объединений, которые преуспели в практике своего направления);
- рефлексия.

Материально-техническая база

Для успешной работы необходимо:
1. Кабинет.
2. Качественное электроосвещение.
3. Столы и стулья.
4. Плотная бумага (Ватман, бумага для черчения, и др.).
5. Картон (Картон толщиной 0,5-2 мм).
6. Канцелярские принадлежности (ножницы, клей (ПВА, Силикатный), и др.).
7. Чертежные инструменты (Карандаш, линейка, циркуль, и др.).