«Географ краевед»

Актуальность программы заключается в следующем: длительность жизни людей – один из главных признаков здоровья человека. Причём, по сравнению с прошлыми годами чаще всего стали умирать люди среднего возраста и молодые.

Настоящая дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Географ краевед» составлена на основе программы кружков краеведения, вошедших в сборник типовых программ для внешкольных учреждений.

В отличие от существующих программ настоящая программа:

- разделена 2 уровня – стартовый и базовый;

- учебно-тематический план 2-го года обучения увеличен до 216 часов;

- использована современная литература по географии и краеведению

Педагоги

Юсупова Мадина Шейахмедовна, Иразиева Зайнап Висараковна, Яхъяева Марем Руслановна.

Содержание программы

Раздел 1. Туристские возможности своего края
Тема: Физико-географическая и экономическая характеристика края. Развитие промышленности, сельского хозяйства; транспортная связь. Экскурсионные объекты края.
Раздел 2. Охрана природы
Тема: Охрана природы. Борьба с вредителями леса, браконьерством, очистка лесов, посадка зеленых насаждений, охрана водоемов.
Тема: Изучение закона об охране природы.
Раздел 3. Метеорологические наблюдения
Тема: Местные признаки и прогноз погоды. Теплые и холодные воздушные массы.
Тема: Приборы для метеонаблюдений и их устройство.

Термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер.
Тема:
Тема: Атмосферный фронт. Атмосферное давление. Облака и другие атмосферные явления. Микроклимат.
Тема: Фиксация наблюдений. Метеорологическая служба района.
Тема: Вычерчивание графиков и схем температуры, давления, облачности, влажности.
Тема: Составление «розы» ветров данной местности
Тема: Ведение дневника наблюдений.
Раздел 4. Туризм
Тема: Определение цели и района похода, путешествия. Комплектование групп и распределение обязанностей. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий.
Тема: Экскурсия
Тема: Знакомство с групповым и личным снаряжением
Тема: Знакомство с групповым и личным снаряжением
Тема: Дневки, разбивка бивака.

Выполнение экспедиционных занятий
Тема: Первая доврачебная помощь в походе при ожогах, кровотечении
Тема: Первая доврачебная помощь в походе при растяжении связок, вывихе, переломе, отравлениях.
Тема: Гигиена туриста
Тема: Сушка одежды и обуви.
Тема: Схема похода, путешествия. Оформление путевых документов. Обеспечение безопасности в походе, путешествии.
Раздел 5. Рельеф почвы, растительность, животный мир края.

Тема: Особенности рельефа своей местности. Взаимосвязь между рельефом и другими компонентами природного комплекса (почв, вод, микроклимата и т.д.).
Тема: Экскурсия в осень. Сбор гербария местных растений. Изготовление гербария
Тема: Земноводные. Рыбы. Насекомые и другие наземные беспозвоночные.
Тема: Природная зона. Типы почв. Видовой состав леса.
Тема: Изображение рельефа горизонталями (на примере холма и котловины).
Тема: Провести разрез почвы на глубину 1м, определить структуру.
Тема: Степень использования земель. Виды животных. Млекопитающие. Птицы.
Раздел 6. Полезные ископаемые своего края.

Тема: Геологическое строение местности.

Магматические и метаморфические породы.

Структурные признаки.
Тема: Руды черных и цветных металлов. Неметодические полезные ископаемые. Сбор минералов.
Раздел 7. Гидрологические наблюдения
Тема: Гидрологическое обслуживание района.

Грунтовые и подземные воды своего района.
Тема: Исследования озер.
Тема: Изготовление лотлиня и поплавков.
Тема: Измерение расхода воды реки, площади живого сечения реки, скорости течения реки.
Тема: Измерение ширины и глубины реки.
Тема: Охрана вод. Сведения об использовании рек, озер, прудов в хозяйстве края
Тема: Определение структуры горных пород.

Составление коллекций по группам.
Тема: Составление схемы разреза живого сечения реки.


Тема: Определение свойств воды и дебита источника.

Паспортизация колодцев и источников пресной воды.
Раздел 8. Топографическая подготовка географа-краеведа
Тема: Виды карт: топографические, географические, туристские.

План, схема, кроки местности.

Масштабы (численный, линейный). Местное магнитное склонение.
Тема: Компас. Устройство компаса. Ориентирование по карте и компасу на местности.
Тема: Определение сторон горизонта по солнцу, звездам, часам и местным признакам.
Тема: Нахождение азимута на местности.
Тема: Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков.
Тема: Движение по азимуту.

Раздел 9. Изучение промышленного предприятия

Тема: Географическое положение. Историко-географический обзор предприятия.
Тема: Составление схемы производственных связей своего экономического района.
Тема: Составление схемы производственных связей своего экономического района.
Тема: Экскурсия на завод, фабрику.


Раздел 10. Изучение сельскохозяйственного предприятия
Тема: Географическое положение совхоза. Специализация совхоза. Площадь и состав угодий. Структура хозяйства. Внутриотраслевые связи.
Тема: Составление схемы распределения земельных угодий совхоза под культуры.
Тема: Составление диаграммы повышения урожайности и получения товарной продукции с одного гектара.
Тема: Возможные препятствия и способы их преодоления.


Тема: Составление схем производственных связей с промышленностью.
Раздел 11. Изучение транспортного предприятия

Тема: Природные условия и работа транспорта.

Историко-географический обзор предприятия.
Тема: Факторы, способствующие его возникновению.

Вид транспорта. Состав и направление грузопотоков.
Тема: Составление схем транспортных путей района

Пассажиропотоки.
Раздел 12. Работа в краеведческом музее

Тема: Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Этикетаж. Аннотации. Паспорта к экспонатам. Оформление текста..
Тема: Путеводители и каталоги. Изготовление этикеток.

Составление аннотации
Тема: Раздел 13. Изучение и охрана памятников истории и культуры.
Тема: Памятники культуры, их классификация.

Выявление, изучение и охрана памятников культуры
Тема: Знакомство с памятниками истории и культуры своего края.

(фильм)
Тема: Регистрация, фотографирование памятников
Раздел 14. Подведение итогов работы.
Тема: Оформление практических работ. Составление фотоальбома Изготовление наглядных пособий для школьных кабинетов.

 

Цели программы

Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних практических навыков и расширение, углубление знаний по истории, культуре родного края, природе.

Результат программы

Знать:

1. географическое положение района, области;

2. природные условия и ресурсы;

3. растительный и животный мир района;

4. охрану природы в области;

5. общую характеристику хозяйства;

6. транспорт и связи области;

7. знать в лесу (местном) названия все деревьях и кустарников, а также уметь давать им хозяйственную оценку;

8. знать не менее 40 полезных дикорастущих растений и знать хорошо ядовитые растения;

9. знать не менее 10 признаков предсказания погоды.

Уметь:

· работать с картой района;

· описывать реки, растительность, животный мир;

· составлять рассказ по изученным темам;

· пользоваться справочниками, учебниками, картами, атласами;

· свободно ходить по азимуту;

· производить глазомерную съёмку простейших географических объектов (участка реки, оврага, школьного двора и т.д.);

· производить съёмку маршрутов;

· хорошо читать топографическую карту;

· уметь определять расстояния на глаз до недоступных мест;

· научиться измерять ширину реки, среднюю глубину, скорость течения и определять расход воды;

· научиться вести наблюдения за погодой и оформлять наблюдения (делать графики, диаграммы и др.);

· научиться определять среднюю глубину снега, плотность и высчитывать воды в снегу;

· уметь по внешним признакам определять механический состав почвы, определять её структуру, плотность, количества перегноя;

· составить план путешествия и разрабатывать маршрут;

· ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных признаков;

· ставить палатку, разводить костёр, готовить пищу, изготовлять простейшее туристическое оборудование;

· научиться оформлять краеведческий материал, а также альбомы, дневники.

Материально-техническая база

1.Палатка

2. Коллекция минералов и горных пород.
3. Коллекция полезных ископаемых.
4. Аненометр чашечный.
5. Осадкомер.
6. Компас Андрианова.
7. Барометр-анероид.
8. Термометр наружный.
9. Курвиметр.
10. Нивелир.
11. Планшетка для глазомерной съёмки.
12. Географический молоток.
13. Атласы облаков.
14. Рулетка.
15. Набор топографических карт.
16. Гербарий растений.
17. Атласы Тамбовской области.
18. Туристическое снаряжение: