Швея

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р),

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ),

Приказ Министерства просвещения  РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

1.1. Направленность  программы «Швея» социально-педагогическая. В настоящее время происходит резкое снижение уровня интереса к рабочим специальностям школьников, растёт количество детей, не имеющих желания и стремления получать удовольствия от самореализации, занятия интересным делом. Воспитывая в школьниках самостоятельность, педагог  помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте.

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей в:

- Самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, определении своих возможностей);

- Самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных качеств);

- Самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам);

  Педагогам важно создать для учащихся такое пространство, которое отвечало бы их возрастным потребностям и при этом благоприятно  отражалось на нравственном  развитии. Преподаватели   поддерживают  природное любопытство учащихся, формируют  желание заниматься интересным делом. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. У них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим.

1.2.            Уровень освоения программы – стартовый, в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) министерства образования и науки РФ (письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).

1.3.            Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.       

 

Педагоги

Абдулмежидова Марха

Хазуева Айсет Мухадиевна

Содержание программы

1. Вводное занятие. Вводный и первичный инструктаж по Технике безопасности.

Теория: знакомство с коллективом. Беседа о целях кружка. Обсуждение плана работы на год, наглядных пособий, литературы.

Практика: просмотр и обсуждение наглядных пособий и литературы.

2. Техника безопасности.

Теория: правила работы с колющими и режущими инструментами, порядок на рабочем месте, правила поведения на занятиях в объединении.

Практика: игра на закрепление теоретического материала.

3. Ручные швы и стежки.

Теория: рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применения.

Практика: упражнения в выполнении стежков (сметочные, копировальные, штуковочные, потайные) и швов («назад иголка», «через край», «тамбурный»). Самостоятельная работа на закрепление знаний.

4. Работа с фурнитурой.

Теория: знакомство с понятием фурнитура. Образцы фурнитуры

( пуговицы, бусины, бисер, тесьма, атласные ленты и т. д.), назначение и применение в декорировании изделий.

Практика: упражнения в пришивание фурнитуры, самостоятельная работа на закрепление знаний.

5. Работа с выкройкой.       

Теория: знакомство с выкройкой, лекалом. Рассказ о назначении, применении и хранении лекал.

Практика: упражнение в снятии мерок, их запись. Копирование выкроек, изготовление лекал, увеличение и уменьшение выкроек. Самостоятельная работа по разработке выкроек и на закрепление знаний.

6. Машинные швы и строчки

Теория: рассказ о возникновении швейных машин.

Практика: Выполнение машинных швов.

7. Вещи для дома.

Теория: беседа о вещах, которые служат украшением интерьера дома, их декоративные и полезные функции.

Практика: изготовление вещей для дома (салфетки, прихватки, подушки-думки, игольницы и т. д.). Выставка изделий внутри объединения.

8. Технологическая последовательность пошива майки – топ.

Теория: рассказ о назначении и применении моделирования.

Практика: зарисовки эскизов изделий, упражнение в моделировании одежды, вещей и их декорировании. Самостоятельная работа.

9. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки.

10. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива платья на выбор

Цели программы

1.2. Цель и задачи программы: Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды.

Задачи:

Обучающие:

- обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;

- обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий;

- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;

- научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;

- научить читать чертежи;

- научить определять название и форму деталей кроя;

- научить выполнять  разнообразные виды ручных швов;

- научить выполнять  разнообразные виды машинных  швов и отделок изделий;

- научить подбирать материал  для изготовления швейного изделия;

- научить выбирать последовательность операций по изготовлению.

Воспитательные:

- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;

- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

- воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;

- воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.

Развивающие:

- развивать моторику рук во время занятий;

- развивать идейно-художественное мышление;

- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 12 до 16 лет.

1.9.Планируемые результаты и способы их проверки.

К концу обучения данной программы обучающиеся будут

Знать:

·                     знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок;

·                     знать технологию пошива изделия;

·                     уметь работать с различными видами бумаги;

·                     знать качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;

·                     планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия;

·                     самостоятельно выполнять разнообразные виды ручных и машинных швов;

·                     выполнять поузловую обработку швейных изделий;

·                     уметь выполнять операции влажно-тепловой обработки (ВТО);

·                     уметь читать чертежи.

        У детей должно быть развито:

·                     желание самостоятельно что–то создавать, творить;

·                     мелкая моторика рук;

        У детей должно быть воспитано:

·                     трудолюбие,

·                     аккуратность,

·                     умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности;

·                     чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный труд.

 

Особые условия проведения

1.2.            Отличительные особенности программы. Программа разработана  в  соответствии  с  «Примерными  требованиями  к  образовательным  программам  дополнительного  образования  детей»  Министерства  образования  и  науки РФ  от  11  декабря  2006 г. №06-1844, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 262019.03 Портной.

1.3.Категория учащихся. Программа рассчитана на детей 12 – 16 лет.

Группы  комплектуются из 15 человек,  имеющих некоторые специальные знания, умения и навыки.

Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей).

1.4.Сроки реализации программы. Срок реализации программы – 1 год. Объем программы – 144 часа.

Формы проведения занятий: теоретические учебные занятия, практические учебные занятия, контрольные учебные занятия, тестирование с выполнением контрольных заданий. При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации.

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации программы.

1. Помещение для учебных занятий:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- универсальные швейные машины;

- утюги;

- гладильные доски;

- манекены;

- комплекты лекал;

- швейные принадлежности и инструменты (иглы, нитки швейные, фурнитура,       вспарыватели,  ножницы, клей и т.д.)

Примечание: В зависимости  от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 144  занятия по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель  может по своему усмотрению  изменять порядок различных тем  внутри учебного плана, или добавлять  занятия в другие дни взамен пропущенных. Можно также исключать некоторые занятия  или заменить на другие, которые хуже усваиваются.