"Путешественники"

Актуальность программы заключается в том, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Актуальность программы составлена по запросу со стороны детей и родителей (законных представителей).

Педагоги

Асхабов Султан Мусаевич

Мадаев Умар Вахидович

 

Содержание программы

1. Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края.

Теория: особенности географии края: размеры территории, основные районы и их туристские возможности. Возможные экскурсии и походы по краю Виды туризма. Туристские возможности края.

 

2. Туристские узлы, снаряжение и их назначение.

Теория: Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник восьмерка, двойной проводник, австрийский проводник, булинь, встречный, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь.

Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе. Продукты в походе. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда.

Практика: постановка дистанции, мини-соревнования между командами. Участие в личных зачетах по прохождению дистанции.

 

3. Преодоление препятствий.

Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона и при помощи веревки. Переправа по бревну. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

4. Подготовка к слету.

Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.

Цели программы

Развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности.

Результат программы

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с концепцией развития системы дополнительного образования.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

- общественная дисциплина и культура общения.

- бережное отношение к природе и традициям.

- уважение прав и культуры других наций.

- честность, правдивость, чуткость, милосердие.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- тактичность. Культура общения.

- стремление к ЗОЖ.

- умение организовать досуг.

- знание гигиенических навыков.

Метапредметные результаты:

- творческое и эстетическое отношение к труду.

- стремление сделать дело качественно.

- умение трудиться сообща.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

- умение самостоятельно регулировать работу.

Предметные результаты:

К концу освоения программы дети должны знать:

- получить навыки подготовки к походу;

- иметь представление ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;

- иметь представление оказывать первую помощь;

- иметь представление преодолевать простые природные и искусственные препятствия.

К концу освоения программы дети должны уметь:

- иметь навыки подготовки к походу;

- уметь ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;

- уметь оказывать первую помощь;

- преодолевать простые природные и искусственные препятствия.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию детей. Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности «Туристско­-краеведческая деятельность». Данная программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы курса Л.П.Савельевой.
Пешеходный туризм является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения, привлекающим ребят, как младшего, так и старшего школьного возраста. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. При этом пешеходный туризм не является капиталоемким видом деятельности, для занятий им не требуется дополнительного дорогостоящего оборудования.

Материально-техническая база

- веревки;

- карабины;

- страховочные системы

- медаптечки

- компасы

- картинки с изображениями природных и культурных объектов

- палатки

- рюкзак

- и др. туристические снаряжения