Юный медик

. Комплекс основных характеристик программы

Нормативная база к разработке программы:

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р),

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ),

Приказ Министерства просвещения  РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

1.1. Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные медики»

 предполагает групповой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

1.2. Уровень освоения программы: стартовый

1.3. Актуальность - заключается в том, что она способствует углублению знаний обучающихся по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным.  На сегодняшний день в школах России нет универсальной системы массового обучения медицинским аспектам оказания первой помощи, занятия в объединении способствуют овладению обучающимися системой медицинских знаний. Материалы данной программы знакомят обучающихся с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей, т.е. дополняет базовый курс, полученные ранее на уроках биологии и ОБЖ, а также включает новые знания, не входящие в базовую программу. Содержание программы направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Программа включает как теоретические, так и практические знания и они должны быть научными и доступными для понимания.

Новизна

Педагоги

Чадаева Зина Сайд-Ахмедовна

Содержание программы

Содержание учебно-тематического плана

Дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Юный медик».

Раздел  №1.  «Интересная медицина» (42) часа.

1) Вводное занятие. Цели, задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка.

2) История медицины. Организация здравоохранения в России.

Теория: Медицина от античных времен до наших дней.  Основополагающие открытия в медицине. Принципы и цели здравоохранения

Практика: Составление таблицы «Выдающиеся медики прошлого и настоящего».              

3) Организм как целостная система. Понятие о норме и патологии.

Теория: Организм — самостоятельно существующая единица органического мира, представляющая собой саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое целое на различные изменения окружающей среды. Неразрывная связь организма с окружающей средой — основное условие существования организма. Гомеостаз.

Патология — одна из древнейших наук, изучающая болезнь, ее сущность и закономерности развития.

Практика: Рассматривание под микроскопом нормальных и патологических мазков крови человека. Составление дневника самоконтроля.

4) Ткани организма.

Теория: Ткань как единая живая система. Деление тканей на четыре группы: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Характеристика и классификация эпителиальной ткани. Функции различных типов эпителия. Регенерация эпителия. Соединительная ткань, общая характеристика. 

Мышечная ткань, ее значение; деление на гладкую и поперечнополосатую мышечную ткань, их строение и функция.

Нервная ткань. Общая характеристика. Нейрон, его строение. Соединение нейронов между собой. 

Практика: Знакомство со строением микроскопа и правилами работы с ним. Рассмотреть и зарисовать следующие гистологические препараты: многослойный плоский эпителий, мерцательный эпителий, железистый эпителий, рыхлую соединительную ткань, мазки крови человека, плотную соединительную ткань, гиалиновый хрящ, костные клетки, гладкую мышечную ткань, поперечнополосатую мышечную ткань, нервные клетки.

5) Опорно-двигательный аппарат.

Теория: Скелет человека, его функции: опора, защита, движение. Строение и форма костей. Соединения костей. Скелет туловища (позвоночник и скелет грудной клетки). Позвоночник, его строение. Строение шейных, грудных и поясничных позвонков. Крестцовая кость. Изгибы позвоночника, их формирование. Выработка правильной осанки у школьников.

Практика: Строение кости. Прокаливание кости. Получение органического вещества кости. Строение позвонков и позвоночника. Рассмотрение и изучение различных отделов скелета. Составление таблицы: «Группы мышц». Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным.

 

6) Оказание доврачебной помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок.

 Теория: Общее понятие о травме. Механическая травма. Ссадины — поверхностные повреждения кожи. Кровоподтеки — результат ушибов и повреждений подкожных сосудов с кровоизлиянием в подкожную клетчатку.

Переломы костей, их деление на травматические и патологические. Деление травматических переломов на открытые и закрытые. Обнаружение переломов, оказание доврачебной помощи. Вывих — смещение суставных поверхностей костей по отношению друг к другу. Причины вывихов, их обнаружение. Частичный вывих. Оказание доврачебной помощи при вывихах. Вред самолечения. Растяжение связок голеностопного сустава. Оказание первой помощи. Правила наложения повязок. Стерильность повязок. 

Практика: Рассматривание рентгенограмм с различными переломами костей. Накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности. Составление таблицы: «Меры первой помощи при повреждении скелета»

7) Анатомия и физиология органов кровообращения.

Теория: История открытия кровообращения. Уильям Гарвей. Значение его труда «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» в открытии кровообращения. У. Гарвей — основоположник экспериментального направления в физиологии. Два круга кровообращения. Значение кровообращения для жизнедеятельности организма. Строение сердца и сосудов, цикл работы сердца. Механизм движения крови по сосудам. Автоматия сердца. Нервно-гуморальная регуляция работы сердца. Артериальное давление крови, пульс. Электрокардиограмма.

Практика: Изучение строения сердца на моделях сердца человека. Определение кровяного давления у человека. Исследование пульса в спокойном состоянии и после десяти приседаний. Рассматривание в микроскоп гистологических препаратов строения вены, артерии. Кислородное голодание. Доказательство вреда курения. Функциональная сердечно-сосудистая проба. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки. Ортостатическая проба. Минутный и систолический объём крови. Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа. 

8) Кровь, ее состав и функции. Защитная функция крови. Воспаление 

Теория: Защитная функция крови. Воспаление. Плазма крови, ее роль в регуляции водного баланса организма. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их строение и функции. Общие свойства крови: группы крови, свертывание крови. Кроветворные органы. И. И. Мечников— создатель учения о фагоцитозе. Эволюция фагоцитоза. Общее понятие об иммунитете. Роль И. И. Мечникова в развитии учения об иммунитете. Воспаление и его роль в самозащите организма. Антибиотики, их открытие, применение.

Практика: Сравнение клеток крови человека и лягушки. Составление таблицы тканевой совместимости и схемы «Переливание крови». Составление схемы: «Классификация иммунитета». Составление схемы процесса воспаления при попадании в ткань занозы.

 

Раздел №2 «Интересный обмен веществ». (48) часов.

9) Оказание первой помощи при кровотечениях.

Теория: Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристика. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны. Индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Обеззараживание рук и перевязочного материала. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута.при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут, самодельный жгут. Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа.

Практика: Выполнение рисунка с обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута. Просмотр фильма «Первая помощь при несчастных случаях».

10) Анатомия и физиология органов дыхания. Гигиена воздуха 

Теория: Значение дыхания. Строение органов дыхания. Воздухоносные пути — полость рта, носоглотка, гортань, бронхи. Дыхательная часть — легочные альвеолы. Гортань. Механизм вдоха и выдоха. Условия газообмена в легких, в тканях. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Гигиена воздуха. Вред пыли для здоровья. Профилактика гриппа. Насморки и простуда. Влияние физических упражнений на чистом воздухе, обливания водой комнатной температуры на защитные силы организма. Вред курения. Первая помощь при остановке дыхания.

Практика: Рассматривание под микроскопом строения трахеи, легких. Спирометрия. Проведение анализа воздуха в учебном помещении до и после занятий. Просмотр кинофильма «Вдох — выдох». Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. Определение времени задержки дыхания на глубоком вдохе и после дозированной нагрузки. Просмотр кинофильма: «Вред курения»; Просмотр кинофильма: «Первая помощь при нарушении дыхания».

11) Анатомия и физиология органов пищеварения. Гигиена питания. Пищевые отравления. Оказание доврачебной помощи при пищевых отравлениях.   

Теория: Значение пищеварения. Роль И. П. Павлова в развитии учения о пищеварении. Строение органов пищеварения. Вкусовые сосочки языка, пищевод, желудок. Тонкая кишка-, ее деление на двенадцатиперстную, тощую и подвздошную; толстая кишка, ее деление на слепую, восходящую, поперечную и нисходящую ободочную кишку, сигмовидную и прямую кишку. Печень, ее роль в пищеварении. Пищеварение в полости рта, в желудке, в тонком и толстом кишечнике. Строение ворсинки тонкой кишки. Механизм всасывания белков, жиров и углеводов. Гигиена питания. Режим питания школьника. Пищевые отравления. Первые признаки пищевого отравления. Оказание доврачебной помощи.  

Практика: Действие желудочного сока на белки.  Изучение строения желудка на модели.  Изучение строения зубов на модели.  Изучение пищеварительных желёз на гистологических аппаратах. Составление пищевого рациона школьников. Составление таблицы: «Заболевания органов пищеварения»

12) Обмен веществ. Витамины.

Теория: Обмен веществ — одно из основных жизненных свойств организма. Ассимиляция, диссимиляция. Регуляция обмена веществ нервной системой и гуморальным путем. Превращение веществ. Белок — основа жизни, обмен белков, их роль в организме. Суточная потребность в белках. Обмен углеводов, условия образования углеводов из белков и жиров. Гликоген и его роль в энергетических процессах, суточная потребность человека в углеводах. Обмен жиров; жир — основной резерв энергии и источник образования воды в организме.

Практика: Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений. Контроль температуры тела. Составление таблицы: «Действия витаминов на организм. Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза»

13) Органы выделения. Кожа человека, ее строение, функции. Гигиена кожи.

Теория: Удаление продуктов распада. Строение почек, функция их. Микроскопическое строение почки. Процесс мочеобразования, его регуляция. Количество, состав и свойства мочи. Кожа, ее строение. Выделительная функция. Кожа — орган чувств. Кожные образования. Строение волоса, ногтя. Гигиена кожи.

Практика Рассматривание под микроскопом гистологических препаратов строения почки, нефрона. Рассматривание под микроскопом гистологического препарата строения кожи (вертикальный разрез). Описание работы нефрона по плану. Составление таблицы: «Функции кожи»

14) Анатомия и физиология эндокринной системы.

Теория: Роль желез внутренней секреции в регуляции обмена веществ. Связь эндокринной системы с нервной системой. Щитовидная железа, ее строение. Поджелудочная железа — железа внешней и внутренней секреции. Надпочечники, их строение. Гипофиз, его строение. Половые железы, их гормоны.

 Практика: определение физической работоспособности по отдышке. Проба Руфье-Диксона. Гарвардский степ-тест.

 15) Анатомия и физиология нервной системы.

Теория: Общее строение нервной системы, ее деление на центральную и периферическую. Понятие о вегетативной нервной системе. Нервная клетка, ее строение. Строение нервного волокна. Двигательные, чувствительные и смешанные нервы. Свойства нервной ткани. Возбуждение — сложная биологическая реакция. Нервный импульс. Спинной мозг, его строение, функции. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Практика: Рассматривание под микроскопом строения нервной клетки и нервного волокна. Анализ рефлекторной дуги. Изучение спинномозговых рефлексов. Рассматривание под микроскопом гистологических препаратов строения коры головного мозга. Исследование рефлекторных реакций человека. Исследование состояния вегетативной нервной системы. Знакомство с функциями отделов головного мозга.

 

16) Анатомия и физиология анализаторов.

Теория: Учение И. П. Павлова об анализаторах. Свойства анализаторов. Локализация анализаторов в коре головного мозга. Зрительная рецепция слезной железы, слезы — влажная защита глаз. Цветоощущения. Гигиена зрения. Восприятие звуковых колебаний. Строение уха. Орган равновесия, его тренировка. Обонятельная, вкусовая, болевая, температурная рецепция. Рецепция прикосновения и давления.

Практика: Изучение глаза крупного млекопитающего на влажном препарате.  Определение остроты зрения. Определение порога звуковых раздражителей. Исследование чувствительности органов обоняния на различную концентрацию пахучих веществ. Обнаружение чувствительности отдельных участков языка к горькому, сладкому и соленому. Обнаружение тепловых и холодных точек кожи.

17) Боль — защитная реакция организма. Методы обезболивания в современной медицине

Теория: Боль как сигнал об опасности. Влияние боли на физиологические процессы организма. Различная чувствительность органов тела к боли. Болевое восприятие. Индивидуальное восприятие чувства боли. Повышенная и пониженная чувствительность к боли. Эмоциональное восприятие боли. Роль холода и тепла на болевое ощущение. 

Практика: обнаружение болевых точек кожи руки. Роль холода и тепла на болевые ощущения.

4) Переноска пострадавших, способы переноски

при различного рода травмах.

Теория: правила переноски пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях.

Практика: инсценировка ПМП.

Раздел №3

«Медицинский вестник» (54) часа.

1) Устройство больницы. Асептика, антисептика.

Теория: Оказание стационарной помощи городскому и сельскому населению. Типы больниц (централизованные, децентрализованные, смешанные; участковые, районные, областные, городские). Отделение больницы. Хирургическое отделение, устройство операционного блока. Учение о болезнетворных микроорганизмах. Взаимодействие микро- и макроорганизмов.

Практика: Рассмотрение бод микроскопом микроорганизмов. Составление таблицы:

«Возбудители инфекционных заболеваний.

2) Работа с научно-популярной литературой.

Теория: изучение научно-популярной литературы.

Практика: подготовка докладов.
7)Гигиена, основные понятия. Гигиена зубов.  Вредные привычки   и   их   влияние   на организм. Режим дня. Гигиена одежды и обуви.

Теория: презентация – «Идеальный режим дня»

Практика: круглый стол «вредные привычки ЗЛО».
8)Функции кожи и причины их нарушений.   Уход   за   кожей. Профилактика  

 гнойничковых. Грибковых,  аллергических заболеваний, чесотки

Теория: профессия «Дерматолог»

Практика: викторина –«Вопросы от дерматолога».
9)Сбалансированное    питание. Витамины. Иммунитет. Терморегуляция и приёмы закаливания.

Теория: профессия «Диетолог».

Практика: просмотр презентации «Питайся правильно и закаляй свой организм».
10)Предупреждение

инфекционных заболеваний

Теория: виды инфекционных заболеваний.

Практика: проект «Защити себя от инфекций».
11)Понятие об  инфекционных

заболеваниях.  Профилактика Предупредительные прививки

Теория: продолжение знакомства с инфекционными заболеваниями.

Практика: изготовление буклетов «Польза прививок».
12)Средства личной гигиены, уход инфекционными больными. Практическая работа.

Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях

Теория: как правильно ухаживать за инфекционными больными в домашних условиях.

Практика: проект «Стерильная комната»
13)Уход за больными на дому

Теория: общие правила ухода за больными.

Практика: сочинение «Как я ухаживал за больным»
14) Умение накормить и напоить

больного. Смена постельного и

нательного белья.   

Постановка согревающих

Компрессов,  банок,

горчичников, грелок, холодных

компрессов.

Теория: функции согревающих компрессов и банок.

Практика: экскурсия в терапевтическое отделение ЦРБ.
16) Лекарственные растения нашей местности.  Правила сбора,  сушки    и    хранения лекарственного сырья

Теория: наука «Ботаника».

Практика: практическая экскурсия на природу.
17)Выполнение проекта  по лекарственным растениям

Теория: подготовка к индивидуальному проекту

Практика: презентация проекта
Возникновение и   развитие красно-крестного   движения   в России и за рубежом.

 Создание Российского общества Красного Креста

Теория: лекция «Красный Крест».

Практика:
18)Выполнение  проектной работы по любой теме кружка Экскурсия в ФАП

Теория: подготовка к проектам.

Практика: экскурсия
19)Защита проекта.  Итоги  года по работе кружка. Инструктаж по ТБ в летние каникулы

Теория: подведение итогов, ТБ во время летних каникул.

Практика: защита проектов, награждение обучающихся по итогам года.

 

Цели программы

Цель программы: закрепление знаний, совершенствование медико-санитарной подготовки и стимулирование у обучающихся интереса к медицине, к медицинским дисциплинам к профессиям, связанными с медициной, формирование здорового образа

жизни.

Задачи:

Обучающие:

обучить обучающихся  методам научного познания и методам исследования объектов;

обучить основам специальной медицинской терминологии;

обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

обучить обучающихся основам ухода за больными на дому;

научить обучающихся работать на специальном медицинском учебном оборудовании.

Развивающие:

развивать самоконтроль при оказании ПМП;

развивать у учащихся умение ориентироваться в опасной ситуации;

находить в дополнительной литературе интересные и необходимые факты, связанные с сохранением и укреплением здоровья.

Воспитательные:

воспитать чувство ответственности за свое здоровье;

воспитать общественно активную личность;

воспитать у обучающихся культуру общения и поведения в социуме;

воспитать интерес к медицине;

воспитать ответственность и дисциплинированность.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы.

Предметные результаты освоения программы:

В результате освоения программы обучающийся будет знать:

методы  научного познания и методы  исследования объектов и явлений природы;

основы специальной терминологии по медицине;

способы оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

основы ухода за больными на дому.

работать на специальном медицинском учебном оборудовании.

Метапредметные результаты освоения программы:

Обучающиеся будут уметь:

контролировать свои эмоции при оказании ПМП.

ориентироваться в опасной ситуации

находить в дополнительной литературе интересные и необходимые факты, связанные с сохранением и укреплением здоровья

Личностные результаты освоения программы:

        Результаты развития обучающихся:

        чувство ответственности за свое здоровье.

общественная активность;

культура общения и поведения в социуме,

интерес к медицине.

ответственность и дисциплинированность

 

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации программы.

Для проведения полноценного учебного процесса достаточно кабинета, отвечающего требованиям времени. Кабинет может быть снабжен техническими средствами обучения: магнитная доска, компьютер, проектор, интерактивная доска. Учебное медицинское оборудование.