«Судомоделирование»

Занятия судомоделизмом дают детям возможность совместной общественной деятельности и способствуют формированию личности, умеющей сообща работать с другими; воспитывают у них уважение к производительному труду и его результатам, создают гармонию между словом и делом, мыслью и деятельностью.

Педагоги

Матаев Руслан Берсаевич

Содержание программы

Оборудование помещения (мастерской). Знакомство с планом работы и основными правилами безопасности труда. Материалы, применяемые

в судомоделировании.
Раздел 2.Парусный корабль (бригантина)
Возникновение плавательных средств и их назначение.

Первые деревянные суда.


Заготовка материала;


Изготовление корпуса, деталей и узлов;


Сборка, покраска, оформление моделей.

Раздел 3. Парусный корабль (корвет)
История судостроения. Родоначальники классической схемы построения корпуса судна
Подготовка материала и инструмента. Изучение образцов моделей

 

 


Разметка деталей корпуса, надстройки, подвесных моторов по шаблонам


Сборка узлов и деталей корпуса и надстройки


Смешивание красок и покраска модели
Оформление модели

Опрос по пройденному материалу


Раздел 4. Авианосец
Общие понятия об океанах, материках, островах, морях, проливах.Устройство

парусного судна
Подготовка материалов и инструмента.


Изучение шаблонов и их конструкционное взаиморасположение в судне.


Изготовление деталей корпуса, борта: борта, кильбрус, главная палуба,палуба, квардекра, транец, мачта, рея, парус, ванты, шкоты.


Склейка корпуса в последовательности, предусмотренной технологией


Оформление модели;
Изготовление подставки. Опрос по пройденному материалу
Раздел 5. Многопушечный фрегат
Разновидности судов:

По типу двигателя – парусные, парусно-моторные, вспомогательный мотор, суда с механическим двигателем;


Разновидности судов:

По типу движителя – гребные колеса, винты, водометный движитель, воздушные винты; по назначению
Заготовка материала;

Разметка по шаблонам;


Работа по вырезанию деталей ножницами, ножом, лобзиком, шлифшкуркой на колодке № 20;


Сборка корпуса, крепление палубы, изготовление настроек, торпедных аппаратов, мачт, вымпелов и государственного флага России на модели;


Окраска моделей в цвета, установленные конструкторской документацией;


Разметка и нанесение на корпус модели ватерлинии;

Оформление моделей;

Изготовление подставок.

Опрос по пройденному материалу.


Раздел 6.Многопушечный бриг
Разновидности судов: по типу двигателя – парусные, парусно-моторные, вспомогательный мотор, суда с механическим двигателем;

 


По назначению:

Торговые суда – грузовые, пассажирские и грузопассажирские.

Суда вспомогательного и технического флота.

Суда рыболовного флота.

Несамоходный флот.

Военные корабли
По типу движителя – гребные колеса, винты, водометный движитель,

воздушные винты
Заготовка материала;

Разметка по шаблонам;


Работа по вырезанию деталей ножницами, ножом, лобзиком, шлифшкуркой


Сборка корпуса, крепление палубы, изготовление настроек, торпедных аппаратов, мачт, вымпелов и государственного флага России на модели;


Окраска моделей в цвета, установленные конструкторской документацией;

Разметка и нанесение на корпус модели ватерлинии;


Оформление моделей;

Изготовление подставок.

Опрос по пройденному материалу

Цели программы

Цель программы - реализация интересов детей и подростков в познании основ судомоделизма; удовлетворение интересов обучающихся в области судомоделизма, формирование гражданско-патриотических качеств личности.

Задачи:

Образовательные:

Ø ознакомить с историей развития флота

Ø познакомить с физическими основами плавания судов,

с принципами их устройства и действия;

Ø дать навыки работы с различными инструментами;

Ø привить навыки графических работ;

Ø научить строить простейшие настольные модели.

Развивающие:

Ø развить творческие способности учащихся, навыки

самостоятельного моделирования и конструирования, воспроизводящего и творческого воображения;

Ø развить элементы технического, объемного, пространственного,

логического и креативного мышления;

Ø развить конструкторские способности, фантазию,

изобретательность и потребность детей в творческой

деятельности.

Воспитательные:

Ø воспитать нравственные, эстетические и ценные личностные

качества: доброжелательность, трудолюбие, честность,

порядочность, ответственность, аккуратность, терпение,

предприимчивость, патриотизм, чувство долга,

Ø воспитать интерес к работам изобретателей, к профессиям в

области судостроения в соответствии с осознаваемыми

собственными способностями;

Ø воспитать гражданина и патриота своей Родины.

Результат программы

Предметные результаты освоения программы:

По окончании обучения обучающиеся будут знать:
– основные этапы истории и развития флота;
– название и устройство элементов конструкции кораблей и судов;
– основные типы двигателей и движителей, применяемых в судостроении;
– технологию изготовления простейших моделей;
– свойства материалов, применяемых для постройки моделей;
– виды инструментов и способы работы с ними;
– устройство и принципы работы двигателей, применяемых в судомоделизме;
– иметь понятие о водоизмещении судов.

Обучающиеся будут уметь:
– правильно пользоваться ручными инструментами;
– разбираться в чертежах моделей судов;
– владеть технологией изготовления простейших моделей;
– содержать в порядке своё рабочее место.

Материально-техническая база

Для педагога:

 

1.Боевые корабли. - Эгмонт, 2000.
2.Военно-морской словарь. – М.: Военное судостроение, 1990
3.Курти О. Постройка моделей судов. – Л.: Судостроение, 1978.
4.Парусники. – Минск: Лильт, 1996
5.Щетанов Б.В. Судомодельный кружок. – М.: Просвещение, 1977.

Для детей:

1.Багрянцев Б.И. Учись морскому делу. – М.: ДОСААФ, 1985.
2.Военно-морской словарь для юношества. - М.: Военное судостроение, 1991
3.Максимихин И.А. Легендарный корабль. - М., 1997
4.ШапироЛ.С. Самые быстрые корабли.- Л.: Судостроение, 1991
5.Целовальников А.С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978.

Для родителей

1.Катцер С. Флот на ладони. – Л.: Судостроение 1980.
2.Степанов Ю.Г., Цветков И.Ф. Эскадренный миноносец «Новик».
3.Л.Судостроение, 1991

4.Журнал «Моделист-конструктор».