«ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР»

 

1.1. Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа отнесена к программам социально-педагогической направленности.

1.2. Уровень программы – стартовый.

Стартовый уровень программы рассчитан на 144 часа и является начальным уровнем овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы. Обучающиеся овладевают перво­начальными представлениями и понятиями.

 

1.3. Актуальность

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Необходимо заметить, что за последние пять лет, в связи с увеличением количества транспорта, обстановка на дорогах значительно усложнилась. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора.

Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально- психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. 4 Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

1.4. Отличительная особенность программы состоит в том, что важной составляющей здоровье сберегающей деятельности является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на него родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.

1.5. Возрастные особенности детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 12 лет. Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, участие в работе агитбригады, шефская работа и многое другое, – вот именно то, что способствует социализации подростка и позволяют наиболее полно раскрыться и проявить свои способности.

 

Педагоги

Хадизов Руслан Сайд-Селимович

Содержание программы

Мы идем в школу
Движение пешеходов по улицам и дорогам
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах
Сигналы регулировщика
Общие правила перехода улиц и дорог
Мы – пассажиры
Дорожные знаки
Где можно играть
История развития автотранспорта и проблемы безопасного движения
ГИБДД и ДПС
Причины дорожных аварий

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития гражданственности школьников, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения детей к организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения.

Задачи:

Образовательные

· повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

· помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;

· оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи

Развивающие

· развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

· способствовать развитию у учащихся таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные

· воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

· вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих

Результат программы

Прогнозируемые результаты

1. Теоретическая подготовка обучающихся

Обучающиеся должны знать:

· историю возникновения дорожного движения ГАИ-ГИБДД

· историю возникновения движения ЮИД;

· структуру и организацию работы отряда ЮИД: членство в отряде, направления его деятельности отряда, права и обязанности ЮИДовцев, их атрибутику;

· отличительные черты улицы как дорожной среды;

· участников дорожного движения;

· первые правила поведения на дороге;

· типологию и особенности транспортных средств;

· что такое ДТП;

· основные законы дорожного движения;

· что такое светофор: история появления и т д.;

· особенности наземного пешеходного перехода по зебре;

· как действует регулировщик;

· каким бывает общественный транспорт и каковы правила поведения в нем;

· обязанности пешехода, правила его передвижения;

· что такое транспортный этикет, признаки транспортной культуры;

· правила движения велосипедистов.

 

2. Практическая подготовка обучающихся

Обучающиеся должны научиться:

· определять особенности автотранспортных средств;

· правильно оценивать ситуацию на улице в зоне дорожного движения;

· вести себя в общественном транспорте в соответствии с принятыми нормами;

· переходить дорогу строго в соответствии с действующими правилами дорожного движения;

· выполнять элементарные фигуры за рулем велосипеда во время фигурного вождения.

 

3. Творческая активность обучающихся

Обучающийся может:

· выполнять задания с элементами творчества и на творческом уровне;

· участвовать в конкурсах по безопасности дорожного движения различного уровня;

· активно участвовать в жизни отряда через систему чередующихся творческих поручений.

4. Ожидаемые личностные результаты

Обучающийся должен:

· воспитывать в себе такие качества личности как терпение, воля, самоконтроль, самоорганизация, коммуникабельность;

· проявлять интерес к дополнительным источникам знаний;

· стремиться проявить себя как личность;

· воспитывать в себе осознанный интерес к занятиям, научиться оценивать себя адекватно реальным достижениям;

· воспитывать в себе отзывчивость, сопереживание, инициативность, развивать организаторские способности.

Особые условия проведения

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 12 лет. Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, участие в работе агитбригады, шефская работа и многое другое, – вот именно то, что способствует социализации подростка и позволяют наиболее полно раскрыться и проявить свои способности.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в кабинете. Дидактический материал:

- задания по ПДД, страхованию, медицине. - рисунки ребят с конкурсов по ПДД. – разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений. - методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно- транспортного травматизма. - методические пособия для изучения ПДД – видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД