Юный этнограф

Для каждого человека малая родина начинается, прежде всего, там, где он родился, научился родному языку.

Краеведение помогает узнать много интересного о культуре и быте наших предков; о природе Чеченской Республики и знаменитых людях края; воспитывает интерес к историческому прошлому родного народа; повышает культурный уровень личности ребенка; помогает понять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Краеведение – отправная точка воспитания маленького патриота. Настоящая программа определяет содержание этнографической работы по изучению своего родного края, истории народа, его культуры, быта. Знакомство с народной чеченской культурой – одно из наиболее эффективных средств воздействия на формирование личности ребенка. Важнейшее достоинство народной культуры состоит в том, что она является уникальной комплексной системой нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Программа познакомит детей с образом жизни чеченского народа в прошлом: как трудились, отдыхали, чему радовались и от чего огорчались люди. Дети узнают,

как одевались наши предки, какие пели песни, познакомятся с народными играми.

На занятиях обучающиеся познакомятся с художественными достижениями своего

народа, узнают о достопримечательностях, традициях, промыслах, замечательных

людях, прославивших свой родной край.

Педагоги

Китаева Аминат Николаевна

Хамзаева Айна Аслуддиновна

Ханалиева Зура Саламуевна

Хакимова Залина Султановна

Гупуева Фатима Сер-Элиевна

Мусаева Залина Аламбековна

Содержание программы

п/п
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе:
Форма аттестации/

контроля
Теоретические
Практические
1.
Введение
2
2
-
беседа
2.
Предмет этнографии как

наука этнография – часть

исторической науки.
6
4
2
Наблюдение
3.
Мой город Аргун. Достопримечательности

г. Аргуна.
8
4
4
Наблюдение игра
4.
Моя малая родина Достопримечательности ЧР.
38
20
18
входной контроль, зачет
5.
Исторические сведения.
40
20
20
Наблюдение игра

Викторина
6.
Проблемы изучаемые

этнографической наукой.

8
6
2
Наблюдение, экскурсия
7.
Народы Северного Кавказа.
18
8
10
доклад
8.
Материальная культура.

Общественный быт и

духовная культура вайнахов.
40
22
18
Разучивание фольклорных

произведений
9.
Сельская община и семейный быт.
22
10
12
Наблюдение игра
10
Народное творчество.
16
6
10
Экскурсия в этнографический музей
11.
Имена наиболее известных чеченских мастеров-оружейников XVIII-XX веков
10
4
6
Презентация
12.
Выдающиеся личности
6
4
2
Презентация
13.
Итоговое занятие
2

2
Итоговая аттестация

Итого:
216
110
104

Цели программы

Духовно-нравственное воспитание детей, воспитание

гражданственности и патриотизма, всестороннее развитие ребёнка

посредством ознакомления с историей родного края как источником духовности и мудрости, непрерывной преемственности поколений.

Результат программы

· Знать историю своего Города, школы, свою родословную;

· развитие краеведческих понятий

· художественное своеобразие фольклора;

· основные исторически даты, связанные с Чеченцами;

· основные народные праздники;

· архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

· основные способы составления родословной;

 

УМЕТЬ:

· работать с письменными, вещественными и устными источниками;

· работать с респондентами: составлять анкеты, брать интервью;

· работать в семейных архивах;

· работать с историческими документами;

· защитить доклад на краеведческих конкурсах;

· проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

· посещать музеи и другие культурные учреждения города.

· оформлять материалы, создавать экспозиции;

· Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.

· Овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.

Особые условия проведения

Особых навыков для обучения в программе не требуются.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы:

– помещение: учебный кабинет, рассчитанный на учебную группу от 15 чел, парты, стулья из расчета на каждого учащегося.

учебно-наглядные пособия;

-раздаточный дидактический материал для индивидуального работы ребенка.